В предыдущей статье было показано, что состояние общества влияет на его культуру, и в частности, на рукотворный дизайн окружающего пространства, порождая те или иные тенденции в нем. Но также справедливо и обратное воздействие среды на человека и общество в целом. Это влияние вполне поддается анализу с помощью метафизической концепции имажинэра.
=======
Для тех, кто не в теме, ниже кратко раскрывается смысл основных понятий, используемых в статье. Согласно концепции имажинэра, все поведение и мышление человека определяется его стремлением преодолеть смерть (биологическую и социальную). Для этого природа предоставила ему несколько способов выживания, которые называются режимами имажинэра.
Режим диурна (пассионарности) побуждает людей быть гиперактивными и стремиться к превосходству, что выражается в их склонности к индивидуализму, агрессии и рационализму. В этом режиме индивид борется с угрозами безопасности напрямую или через свое доминирование в обществе (старается повыше залезть на "социальное дерево"). В настоящее время практически весь мир подвергается массовой диурнизации, когда людям с детства прививается пассионарность помимо их воли. Это - энергозатратный режим, негативно влияющий на психику человека.
Синтетический режим представляет собой чередование активности и пассивности (в одном человеке или между людьми), некую игровую конкуренцию со сменой доминирующих ролей. В основе этого режима лежат циклические и ритмические процессы, которые способны захватывать человека и влиять на него (в частности, повышать или понижать его активность и агрессию).
Мистический режим предполагает форму существования индивидов с отсутствием агрессии и конкуренции между ними. Синтетический и мистический режимы образуют группу ноктюрна. Они реализуются в различных сферах жизни общества, стабилизируют его и компенсируют негативное влияние режима диурна. Практически, вся культура построена на синтетических принципах, хотя ее содержание зачастую утверждает пассионарность. Благодаря благоприятным режимам ноктюрна человечество до сих пор не уничтожило себя и имеет форму цивилизации.
=======
Огромное влияние дизайна на общество можно пояснить на примере России. До Петра-I в ней господствовал режим, близкий к мистическому ноктюрну. В частности, об этом свидетельствует концентрическая вложенная структура древних поселений на Руси (включая старую Москву), преобладание деревянных невысоких построек и наличие куполов на большинстве древних церквей. Эти элементы характерны для спокойного мистического режима (горизонтальность, природные материалы, вложенные элементы, чаша). Не случайно, одним из символов России является матрешка. Утверждению этого режима также способствовала православная религия с ее синтетически-мистическими традициями. Одежда, бороды и платки максимально скрывали лица и тела, которые являются символами и «провокаторами» активного синтетического режима.
Царь Петр-I провел ряд мероприятий по изменению внешнего вида элиты и окружающей ее среды. Эти нововведения он перенял у Западной Европы. Мужчины должны были брить бороды и носить завитые парики, короткие прилегающие камзолы и кафтаны, чулки, башмаки с пряжками и каблуками. Женщины были обязаны надевать платья с глубокими вырезами (декольте), облегающие корсеты, парики с локонами, туфли на каблуках и чепчики вместо платков.
В результате, лица и тела стали более открытыми, проявились их формы и изгибы. При этом общая форма женской фигуры в платье соответствует диурническому дизайну («пирамида со шпилем»). Эти качества возбуждали в человеке активный синтетический режим и выводили его из прежнего спокойного состояния.
План Петербурга включал параллельную и перпендикулярную планировку улиц и каналов, постройку более высоких и массивных кирпичных зданий (по меркам того времени), что создавало атмосферу, характерную для режима диурна. Высокий адмиралтейский шпиль – явный символ этого режима.
Все это способствовало повышению пассионарности российской элиты для проведения основных реформ в государстве. Петру-I оставалось только направить ее энергию в нужное русло. При этом реформы Петра-I носили шоковый характер и сопровождались репрессиями, что еще больше утверждало режим диурна в элитарном обществе. Его негативное воздействие компенсировала светская культура, основанная на синтетическом режиме, и в частности: регулярные балы, шумные праздники с фейерверками и более «живой» внешний вид элиты.
Таким образом, диурнизация элиты произошла в результате стрессового воздействия на нее как посредством репрессий, так и через изменение окружающего дизайна, которое носило шоковый характер, хотя и включало синтетические элементы (необычные на тот момент, но вполне "естественные" для последующих поколений). При этом негативное влияние режима диурна на психику человека компенсировалось более активными элементами, провоцирующими синтетический режим.
=======
Влияние дизайна среды на общество и ход истории можно увидеть также на примере феномена Монгольской империи Чингисхана (Темуджина), датированной 1206 - 1368 годами. В ландшафте Монголии преобладают равнинные пространства и горы, которые являются генераторами агрессивного режима диурна.
Лесистая местность могла бы смягчить его, поскольку разнообразная растительность провоцирует благоприятные режимы имажинэра, которые располагают к спокойному течению жизни. Но в Монголии леса занимают всего 10% территории страны, горы – 40 %, остальное - степи и пустыня. Эти факторы в сочетании с неблагоприятным климатом неизбежно порождают режим диурна, т.е. повышают пассионарность общества.
Поскольку для реализации пассионарности мирным экономическим путем не было доступных природных ресурсов и удобных торговых путей, то это не могло не привести к росту воинственности внутри страны и впоследствии к объединению ее под руководством наиболее сильного лидера (Темуджина). Объединению способствовала значительная общность этноса и культуры монгольских племен. Следующим логическим шагом была агрессия Чингизхана на соседние государства и создание Монгольской империи. Далее все развивалось по законам прочих империй.
В современную эпоху уровень диурнизации общества (степень пассионарности) определяется главным образом социальными факторами и, в частности, технологическим прогрессом и городской средой, в которой проживает значительная часть населения. Поэтому влияние природного ландшафта уже не имеет такого значения как прежде, но оно остается и сказывается на уровне внутренней и внешней миграции.
=======
Таким образом, дизайн среды очень сильно влияет на поведение людей (на их режим существования). Не случайно во многих мусульманских странах ревностно следят за внешним обликом своих граждан и традициями в целом. Непродуманные реформы в этой сфере могут привести к дестабилизации общества. Но процессы диурнизации происходят и в этих государствах. В их основных городах постепенно внедряются агрессивные производства и элементы западной жизни, идет активная застройка массивными сооружениями из стекла и бетона. Соответственно, в перспективе им потребуются дополнительные способы компенсации пассионарности, наподобие западной массовой культуры. В противном случае, этот режим взорвет общество или приведет к войне. Впрочем, диурнизация любого общества все равно заканчивается этим.
=======
Почему, казалось бы, благоприятная для «современного» человека синтетическая культура, включая дизайн, могут провоцировать у «нецивилизованных» народов режим диурна и возбуждать агрессию? Представьте себе, что вы находитесь в состоянии покоя и созерцания или слушаете классику. Вдруг кто-то рядом с вами включает громко поп-музыку и начинает энергично танцевать. Это вызовет у вас стресс и агрессию, то есть переключит в режим пассионарности.
Здесь работает принцип относительности. Мы не чувствуем постоянного давления среды. Но стоит ему измениться быстро и сверх меры, то мы реагируем. Есть такой метафорический образ: если лягушку бросить в кипящую воду, она выпрыгнет, но если воду с лягушкой нагревать медленно, она не почувствует опасности и сварится. Правда, некоторые "лягушки" при этом сходят с ума или набрасываются друг на друга.
За последние столетия на Западе непрерывно усиливался агрессивный режим диурна, и соответственно ему подстраивались способы релаксации, основанные на синтетическом режиме. Для многих народов, живущих в своем неспешном ритме, эти способы будут производить противоположный эффект и вызывать агрессию.
В прежнем традиционном обществе режим диурна не был доминирующим и таким напряженным как сейчас. Религия, с ее ноктюрническими традициями, вполне обеспечивала ему компенсацию. В наше время этих методов уже недостаточно. Поэтому ее место заняла «поп-культура» (в широком смысле) с ее более агрессивным синтетическим эффектом. Дополнительные средства анестезии обеспечивают психоаналитики, религиозные секты, алкоголь, секс и наркотики.