("Восстание зловещих мертвецов", Evil Dead Rise, 2023, США и др.)
Вот так, бывало, зайдешь в магазин и думаешь, каким бы изысканным ужином себя попотчевать: фунчозой с утиной грудкой в соево-медовом соусе, стейком-фламбе из телятины, или запеканкой с форелью и прованскими травами?
Думаешь-думаешь, гадаешь-гадаешь, а потом машешь рукой, берешь пачку пельменей, пиво, и, довольный, идешь домой. С чувством, так сказать, полного гастрономического удовлетворения.
Вот и два легендарных "отца-основателя" франшизы "Зловещие мертвецы" (далее "ЗМ") Сэм Рэйми и Брюс Кэмпбелл думали-гадали, чем бы им порадовать своих поклонников после третьего сезона "Эш против ЗМ".
Выбор был и вправду не из легких: то ли это будет сиквел полнометражки "ЗМ: Черная книга" 2013 года; то ли давным-давно задуманное продолжение "Армии тьмы" 1992-го; то ли всё-таки четвертый сезон "Эша...".
И всё было такое "вкусное", что аж глаза разбегались.
Поэтому, видимо, мужики и решили в итоге пойти и купить пельмени с пивом. В смысле не терзаться муками выбора, а запустить еще один самостоятельный проект по вселенной "ЗМ". С новыми актерами и историей, не имеющей отношения к предыдущим. Ну кроме наличия в ней той самой написанной кровью, Книги Мертвых в обложке из человеческой кожи. Которая является сюжетообразующим артефактом всех фильмов этой хоррор-вселенной, и без которой в ней банально "крокодил не ловится, не растет кокос".
И как там сегодня обстоят дела у Рэйми и Кэмпбелла?
Да как и десять лет назад, в их "ЗМ: Черной книге". То есть Сэм уже ничего не режиссирует, а Брюс там не снимается. Зато оба продолжают героически продюсировать свою любимую киноэпопею, а значит за её качество можно не беспокоиться. Так ведь?
В принципе, так.
Понятно, что сегодня всерьез напугать и шокировать кого-либо подобными "олдскульными" ужастиками сложно - не та эпоха. Поэтому режиссер/сценарист "Восстания ЗМ" Ли Кронин под чутким надзором Рэйми и Кэмпбелла сделал акцент не столько на хоррор, сколько на мрачно-натуралистичный массакр-боевик. Чем, в общем-то, эти фильмы были и раньше, просто теперь его процент в сюжете стал заметно выше (по моим чисто субъективным ощущениям, разумеется).
И это правильно. Вся движуха у Кронина разбавлена лишь короткими передышками - затем, чтобы дать зрителю возможность, не вздрагивая, чай/минералку/пиво себе в кружку подлить, да в "чатики" на смартфоне заглянуть. А всё остальное время по ту сторону вашего экрана будут кипеть демоническо-человечьи разборки повышенной адскости и травмоопасности. И чем ближе к финалу, тем всё яростнее и изуверистее.
Завязка "Восстания ЗМ", правда, намекает, что очередные хороводы с бензопилами вокруг Книги Мертвых вновь будут крутиться на лоне природы. Ан нет - ошибочка! На сей раз традицию нарушат, и вскоре действие перенесётся в одну из старых многоэтажек Лос-Анджелеса (хотя снималось кино в Новой Зеландии), за чьи стены оно больше и не вырвется. Как и за пределы одной суматошно-кровавой ночи - в данном конкретном вопросе всё по-прежнему традиционно и классично.
Многоэтажку, где проживала со своими тремя детьми Элли, старшая сестра главгероини Бет, собирались через месяц сносить. Но так было надо для склейки сюжетной логики - какая-никакая, а она нужна даже в махровых ужастиках Потому что, случись грядущий бедлам в обычном многоквартирном здании, народу бы на шум сбежалась уйма, да и копы оперативно сюда же нагрянули. Ну а так жильцов в "обреченном" доме осталось мало - ровно столько, сколько можно без зазрения совести пустить в расход в хоррор-боевике, ни больше, ни меньше.
Бет же здесь и вовсе не жила, а приехала проведать сестру и племянников, да на неурядицы ей пожаловаться. Только вот неурядиц хватало и у самой Элли, ведь недавно ее бросил муж, оставив одну с тремя разновозрастными детишками на шее. А чтобы споры о том, кому из них живется горестнее, не переросли в драку, было решено отправить "молодежь" за пиццей и лимонадом - известным рецептом успокоения расшатанных женских нервов.
Однако, когда детишки возвращались из пиццерии домой, вдруг разразилось землетрясение. Легкое, но очковую жим-жимность они ощутили. А когда потом глянули себе под ноги, то обнаружили там... дыру, ведущую в загадочное подземелье под домом. Куда любопытный пацанчик Дэнни немедленно и спрыгнул - только дедушка Дарвин и успел ему вослед рукой помахать.
А в подземелье, в расколотом, видимо, тем же землетрясением саркофаге лежала загадочная старинная книга в мерзкой кожаной обложке. Вкупе со странными грампластинками 1920-х годов. Что Дэнни в качестве трофеев и прихватил, благо проигрыватель "винила" у него был. Да и книжка, похоже, была древняя, а, стало быть, ценная. Узнать бы только, что в ней написано, хотя жуткий "клыкастый" замок на ней красноречиво намекал на то, что лучше бы Дэнни этого не знал.
Но он, вернувшись домой и не рассказав о находке матери и тёте, заперся у себя в комнате, открыл и замок, и книгу, подивился страшным картинкам, затем начал слушать пластинки...
...Ну и накликал беду на головы всех присутствующих! Которая, как это водится во всех "ЗМ", примчалась откуда-то невидимкой по воздуху и врезалась в первого попавшегося ей на пути человека. После чего бедолагу демонически расколбасило так, что вызывать экзорциста было уже поздно - Зло уже вовсю гуляло по многоэтажке, и его адская вечеринка только начиналась...
***
В общем, всё могло обернуться намного хуже, но, к счастью, пронесло. "Восстание ЗМ" - такое же трэш-безумное, свирепое и драйвовое зрелище, как и другие ленты этой франшизы. Разве что в картине Ли Кронина, в отличие от фильмов с Кэмпбеллом, чёрного юмора, считай, практически нет. Но это ее ничуть не портит - при таком градусе "жести" хохмить, даже по-черному, как-то уже неуместно.
Ещё в плюсы "Восстанию ЗМ" надо записать и то, что оно ничем не привязано к предыдущим частям. Поэтому его можно смотреть, и вовсе понятия не имея, кто такой Эш (Кэмпбелл), и чем ему по сей день благодарно всё прогрессивное человечество. При этом отсылки к "классике жанра" здесь тоже имеются, но не столь откровенные, чтобы вызвать недоумение у тех, кто с нею не знаком.
Так что, как говорится, милости просим посмотреть на здешние хоррор-немилости. Ибо что-что, а, даже дирижируя съемками с продюсерского олимпа, "старики" Рэйми и Кэмпбелл шутя утирают носы, наверное, 95% всех современных хоррормейкеров. Тем, кому уже впору носить клоунские носы, а не тщиться пугать честно́й народ с "тряпичных" и плазменных экранов.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):