5,8K подписчиков

15.1 и 15.2 – что выбрать в ОГЭ по информатике и как их решать?

819 прочитали
Максимум за задачи 15.1 и 15.2 можно получить 2 балла. И учащемуся требуется выполнить только одно задание. Но что же делать ученику на экзамена? На мой взгляд, нужно решать обе задачи.

Максимум за задачи 15.1 и 15.2 можно получить 2 балла. И учащемуся требуется выполнить только одно задание. Но что же делать ученику на экзамена? На мой взгляд, нужно решать обе задачи. Ведь тогда повышается вероятность забрать 2 балла хотя бы от одной. И ещё вполне может такое быть, первое задание (которое обычно простое) окажется сложным и запутанным. И в таком случае ученику просто придется программировать... Поэтому нужно знать хотя бы базовые вещи одного языка программирования.

Рассмотрим самую сложно задачу 15.1 из решу-огэ. А после ознакомления условия напишите в комментариях, сложна ли была для вас эта задача...

Задача 15.1

15.1. Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд.
На бесконечном поле имеется лестница. Сначала лестница спускается вниз слева направо, потом поднимается вверх также слева направо. После подъема лестница переходит в вертикальную стену. Высота каждой ступени  — 1 клетка, ширина  — 1 клетка. Количество ступенек, ведущих вверх, и количество ступенек, ведущих вниз, неизвестно. Между спуском и подъемом ширина площадки  — 1 клетка. Робот находится в клетке, расположенной в начале спуска. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р») .

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно над лестницей, как показано на рисунке. Требуется закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.).

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.

Максимум за задачи 15.1 и 15.2 можно получить 2 балла. И учащемуся требуется выполнить только одно задание. Но что же делать ученику на экзамена? На мой взгляд, нужно решать обе задачи.-2

Решение:

Решать первую задачу будем в системе КуМир. (Скачать можно с официального сайта). КуМир (Комплект Учебных МИРов) - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе.

После открытия программы нужно нажать "Использовать Робот".

Здесь мы получаем доступ к быстрым фукнциям
Здесь мы получаем доступ к быстрым фукнциям

После подключения робота можно начинать писать алгоритм работы программы для прохождения и закрашивания нужной области, описанной в условии.

Максимум за задачи 15.1 и 15.2 можно получить 2 балла. И учащемуся требуется выполнить только одно задание. Но что же делать ученику на экзамена? На мой взгляд, нужно решать обе задачи.-4

Обстановку для робота можно редактировать с помощью настроек меню, которые находятся выше на скриншоте.

Решений у задачи несколько. Но мы с вами приведем один рабочий пример.

Робот должен не только закрасить всё нужное, но и не разбиться :)
Робот должен не только закрасить всё нужное, но и не разбиться :)

Попробуйте ввести код программы самостоятельно и запустить у себя на компьютере:

использовать Робот
алг
нач
◾ вправо
◾ вниз
◾ нц пока справа свободно
◾ ◾ закрасить
◾ ◾ вправо
◾ ◾ закрасить
◾ ◾ вниз
◾ ◾ закрасить
◾ кц

◾ вверх
◾ нц пока справа свободно
◾ ◾ вправо
◾ ◾ закрасить
◾ ◾ вверх
◾ ◾ закрасить
◾ кц
кон


Как мы видим, программа вроде бы небольшая, но у нескольких моих учеников из 9-го класса с ней возникли затруднения. Что если эту задачу не получается решить? Тогда нужно пробовать 15-2.

Задача 15.2

15.2. Введите с клавиатуры 5 положительных целых чисел. Вычислите сумму тех из них, которые делятся на 4 и при этом заканчиваются на 6. Программа должна вывести одно число: сумму чисел, введенных с клавиатуры, кратных 4 и оканчивающихся на 6.

Пример работы программы:

Максимум за задачи 15.1 и 15.2 можно получить 2 балла. И учащемуся требуется выполнить только одно задание. Но что же делать ученику на экзамена? На мой взгляд, нужно решать обе задачи.-6

Решение:

Для начала всегда стоит ознакомиться с примером работы программы. У нас есть 5 положительных чисел.
Число 12 - делится на 4, но не оканчивается на 6. Не подходит.
Число 16 - делится на 4 и оканчивается на 6. Подходит.
Число 36 - делится на 4 и оканчивается на 6. Подходит.
Число 26 - не делится на 4, но оканчивается на 6. Не подходит.
Число 30 - не делится на 4 и не оканчивается на 6. Не подходит.

Только два числа подходят 16 и 36. В сумме получаем 52. Ответ верный. Осталось написать программу.

Напишем программу на нескольких языках программирования для того, чтобы было некоторое разнообразие в решении. Посмотрим чем отличаются популярные языки программирования.

Код решения на Python

Максимум за задачи 15.1 и 15.2 можно получить 2 балла. И учащемуся требуется выполнить только одно задание. Но что же делать ученику на экзамена? На мой взгляд, нужно решать обе задачи.-7

Код решения на Pascal ABC.NET

Максимум за задачи 15.1 и 15.2 можно получить 2 балла. И учащемуся требуется выполнить только одно задание. Но что же делать ученику на экзамена? На мой взгляд, нужно решать обе задачи.-8

Код решения на C++

Максимум за задачи 15.1 и 15.2 можно получить 2 балла. И учащемуся требуется выполнить только одно задание. Но что же делать ученику на экзамена? На мой взгляд, нужно решать обе задачи.-9

Код решения на Java

Максимум за задачи 15.1 и 15.2 можно получить 2 балла. И учащемуся требуется выполнить только одно задание. Но что же делать ученику на экзамена? На мой взгляд, нужно решать обе задачи.-10

Какой язык программирования вам больше всего нравится?

Работаем с файлами и строками в Pascal : на примере 24 задачи из ЕГЭ по информатике
Репетитор IT mentor13 июня 2021
8 хороших задач для начинающих: программируем на Python
Репетитор IT mentor18 февраля 2021

Понравилась статья? Поставьте лайк, подпишитесь на канал! Вам не сложно, а мне очень приятно :)

Если Вам нужен репетитор по физике, математике или информатике/программированию, Вы можете написать мне или в мою группу Репетитор IT mentor в VK
Библиотека с книгами для физиков, математиков и программистов
Репетитор IT mentor в telegram