Найти тему
Солнечный Круг

Так, получается, это моя внучка?

  • Повесть "Семейная реликвия", часть 20

Сновидение так потрясло Нину, что она еще некоторое время сидела на кровати в оцепенении, уставившись в пустоту перед собой. Ее Сережа только что был рядом, такой родной и любимый и... просил прощения. За что?! Нина никак не могла собраться с мыслями. "Он ни в чем не виноват передо мной. Это все авария... роковая случайность".

Немного успокоившись, она вспомнила, как накануне Марго рассказывала о примирении с сыном. "Возможно, эта трогательная история с покаянием сына так подействовала на мое эмоциональное состояние, что наложилась на мои личные переживания", - решила Нина, не найдя других объяснений и, опустив ноги на прохладный пол, босиком прошлепала в кухню варить кофе. "Надо скорее проснуться и настроиться на работу, а то ученики придут, а я..."

И тут Нина окончательно пробудилась и улыбнулась своим мыслям: "Точно заработалась. Сегодня ведь воскресенье и никаких учеников не будет". Выходной день она всегда полностью посвящала Кате: они много гуляли, катались на каруселях и аттракционах для малышей.

Но сегодня Нина твердо решила ехать на кладбище, к могиле мужа. Что-то ее тянуло туда, какая-то неведомая сила. "Не зря мне сон приснился. Надо поторопиться, чтобы не столкнуться там с родственниками Сережи! От этих богачей можно ждать только неприятности, а у меня и так сплошные нервные встряски". Она еще раз задумалась о том, что приснился любимый ровно в годовщину своей смерти, но потом убедила себя, что человеческий мозг может творить чудеса, сохраняя в памяти мельчайшие детали, а в нужный момент - напоминать о них.

Она немного прибралась в квартире, приготовила кашу Кате, и вызвала такси. Умыв и покормив дочь, одела ее в новенькое розовое платьице в цветочек и красные сандалии, и сказала:

- Сейчас приедет машина и отвезет нас к папе.

- Папа Сеёжа?! - обрадовалась Катя.

- Да, поедем к папе. И цветочков отвезем.

Катя радостно засмеялась и замахала ручками:

- Коя! Коя!

- Нет, Катенька, я дяде Коле не звонила. Другой дядя приедет.

Малышка насупилась и, схватив плюшевого мишку, прижала его к себе.

Вскоре прибыло такси, и Нина с Катей поехали. По дороге, на остановке у метро, они купили у старой бабушки охапку белой сирени. Нина всегда покупала там, понимая, что женщины продают цветы со своих дачных участков, и не от хорошей жизни.

Приехав на кладбище, Нина отпустила таксиста, решив обратно ехать на автобусе, а сама с дочкой пошла к могиле. Она издалека увидела деревянный покосившийся крест и с сожалением подумала, что уже прошел год, а памятника все еще нет... Это было странно, поскольку Нина знала, что ее Сережа из обеспеченной семьи.

Усадив Катю на деревянную лавочку возле могилы, Нина засучив рукава, стала убирать с могилы засохшие цветы и выкорчевывать проросшие сорняки.

Катя, тем временем, была увлечена игрой с мишкой, и о чем-то увлеченно болтала с ним, на понятном только ей языке. Нина была рада, что дочь нашла себе занятие и не отвлекает ее.

Закончив с сорняками, она взяла в руки фотографию Сережи в черной рамке, установленную рядом с деревянным крестом, прижала к груди и стала рассказывать о своей жизни: о том, что ушла из кафе, об учениках и о Катеньке. О том, как тоскует и любит... Рассказала и про свой странный сон.

- Не вини себя мой любимый. Ты ни в чем не виноват.

Она опустилась на колени и, склонившись над могилой, заплакала.

Но тут услышала дрожащий лепет дочери:

- Мама, мама...

Нина резко подняла голову. Катя испуганно смотрела на нее, прижимая к себе мишку и готовясь заплакать.

- Доченька, не бойся, я же здесь, рядом. Почему ты испугалась?

И тут она услышала дыхание и увидела тень, которая легла на могилу. Оцепенев от ужаса, Нина не в силах была обернуться и встать. Кто-то опустил ей руку на плечо...

Нина вздрогнула и подняла голову. На нее смотрело лицо старой дамы в траурном платке, из-под которой выбивались седые пряди волос. Нина отшатнулась и вскочила на ноги, не отводя глаз с женщины. Старая дама стояла, вытянувшись в струнку, что не свойственно в таком возрасте. Красивая осанка и худенькая фигурка в черном одеянии делали ее образ особенно загадочным. Морщинистое, но ухоженное лицо сохранило следы былой красоты и было мокрым от слез.

- Я мама Сережи - Екатерина Сергеевна. А ты кто? Ты знала моего сына?! - Женщина пронзительно смотрела на Нину. - Я уже минут десять наблюдаю за тобой. - Так это ты цветы приносишь на могилу?

Нина не верила своим глазам. И тут она вспомнила пожилую даму на похоронах любимого. Горе сильно изменило женщину, она постарела и высохла, но казалось не хотела сдаваться, и держалась прямо, не склоняясь под ударами судьбы.

Нина удивленно разглядывала ее, отступая к ребенку. В глазах застыл немой вопрос. А Екатерина Сергеевна, будто прочитала ее мысли, кивнула:

- Удивлена, что могила не ухожена? Я заболела после смерти Сережи и была здесь всего два раза... - Женщина заплакала. - Понимаешь, я не могу поверить, что здесь лежит мой сын... Не могу заставить себя приходить сюда... Может, я сошла с ума?!

Старушка опустилась на колени, склонившись над могилой, стала водить по изголовью рукой, будто гладя сына по голове, и стала причитать:

- Прости меня, сыночек... Но не верю, Сереженька, что здесь ты лежишь... Никак не могу поверить... Прости меня... Может, мать твоя ополоумела, но не могу... ведь не видела я тебя мертвым...

Нина опешила и вскрикнула:

- Что?! Как не видели?!

Женщина подняла изможденное мокрое лицо и произнесла:

- Гроб был закрытый... Мне сказали, что тело сильно... - Женщина схватилась за сердце и качнулась.

Нина подскочила к ней и, усадив на лавку, дала глотнуть воды из бутылочки. Катя испуганно захныкала, но Нина смотрела только на женщину:

- Как закрытый гроб? - Нина вдруг поняла, что на похоронах и она не смогла увидеть Сережу. Пока она пряталась за памятником - гроб опустили в землю. Все произошло слишком быстро. - А вдруг это был не он, не Сережа?.. Ведь может такое быть?!

Екатерина Сергеевна вытерла лицо носовым платком.

- Я тоже так думаю, но меня никто слушать не хочет. Все друзья его подтвердили, что в машине Сережа был один и обгоревший кусок паспорта нашли рядом. Но когда сын мне звонил, сказал, что едет с другом ко мне в гости... С каким-то французом... Имени уже не помню.

Женщина помолчала, глотнула еще немного воды и тихо сказала:

- Никто мне не верит... считают, что я сошла с ума...

Нина смотрела на женщину широко раскрытыми глазами.

- И мне Сережа, уезжая из дома, говорил про переговоры с французской компанией...

Женщина вздрогнула и серьезно посмотрела на Нину.

- Так это ты... Я знаю, что мой сын встречался с кем-то. Он не говорил, но я чувствовала. - Она вздохнула. - Материнское сердце не обманешь. - Она вдруг нахмурилась. - Почему на похоронах не была?! Я надеялась, что придешь. Искала тебя взглядом...

- Была я... Но... - Нина уронила голову на грудь и разрыдалась.

Пожилая женщина не сводила с нее глаз, задумавшись о чем-то. Наконец, сказала.

-Так значит мне тогда не померещилось. Чего пряталась?

Нина беспомощно пожала плечами.

- Не до меня вам было. - Нина вытерла ладонями мокрое от слез лицо.

Глядя на мать, Катенька тоже заплакала, и сильнее прижала к себе мишку.

Екатерина Сергеевна перевела взгляд на малышку:

- Это твоя дочь? Красивый ребенок. - И тут же окинула Нину строгим взглядом. - Вышла замуж?

Нина отвела взгляд:

- Нет... С Сережей мы не оформили отношения... А больше мне никто не нужен!

Женщина ахнула:

- Постой... А ребенок?.. Сколько ей?

- Год и два месяца... Катеньке было два месяца, когда с Сережей случилось несчастье... Это его дочь.

- Не может быть... - Женщина дрожащими руками потянулась к девочке, но та испуганно смотрела на бабушку. - Мне про ребенка никто не говорил... Но почему?! - Она вдруг нахмурилась и задумчиво посмотрела куда-то в сторону. - Теперь я кое-что стала понимать.

Не понимая, что имеет ввиду мама Сережи, Нина пыталась оправдать действия мужа:

- Сережа держал это в тайне и хотел сделать вам сюрприз... Даже друзьям запретил говорить. - Нина отвела взгляд. - Полагаю, в тот вечер он сам собирался вам все рассказать.

- Так вот почему он говорил со мной по телефону так взволнованно. И взял с собой друга для поддержки, чтобы я... - Женщина опустила голову. - Каюсь, я была слишком предвзятой в оценке невест для сына.

И тут до нее дошло:

- Боже... Так получается, это моя внучка?! Как ее зовут?

Ссылка на фото https://pin.it/3wk25IN
Ссылка на фото https://pin.it/3wk25IN

- Катя...

Женщина несколько секунд изумленно смотрела на Нину, затем качнула головой.

- Катя?! Ну, конечно... Сережа только так мог дочь назвать. У нас такая семейная традиция. Всегда первых детей называли именами Катя или Сережа. - Она протянула руки к ребенку. - Иди ко мне, счастье, какая же ты красивая!

Катька, немного подумав, потянулась к ней.

- Признала. Смотри-ка, признала бабулю... Счастье мое! - Екатерина Сергеевна прижала к себе ребенка и рассмеялась. - А где вы живете? Адрес напишешь? - Обратилась она к Нине.

Та кивнула, чувствуя, как ком подкатывает к горлу.

- Мы продолжаем арендовать ту же квартиру, которую когда-то выбрал для нас Сережа.

- Как продолжаете? Вы что, одни живете? - Женщина недоуменно смотрела на Нину. - Как же так? Почему не с родителями? Где они?

Нина молчала.

Екатерина Сергеевна внимательно окинула Нину взглядом и терпеливо ждала ответ.

Нина занервничала:

- Мама у меня была очень добрая и хорошая, но она умерла, когда мне было семь лет.

- А отец?! - не унималась старуха.

Нина молчала. Потом заговорила тихо и нехотя, боясь ворошить воспоминания:

- После смерти мамы... где-то через год отец привел новую жену... с двумя детьми маленькими... Мачеха оказалась пьющей и детьми приходилось заниматься в основном мне. А она пристрастила к спиртному и отца. Организм у него не выдержал, и через два года он умер... На поминках мачеха сразу заявила родственникам, что, если кто меня не заберет к себе, сдаст в детский дом. Приютила меня мамина двоюродная сестра, увезла к себе в деревню. У нее у самой было трое детей, было тяжело, но меня она по-своему любила.

***

Продолжение

Предыдущая часть

Начало