Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Чашник Илья Григорьевич (1902-1929). Роспись фарфора.

Здравствуйте, друзья! Тут ко мне в комментарии зачастил один товарищ, хорошо известный в узких кругах. Я его знаю (по страничке в VK хотя бы), он меня нет (я тоже "живу" в VK, но под другим ником, и там не пишу о фарфоре). Он имеет некое отношение к нынешнему ИФЗ, и в основном, меня ругает. В чём-то я с ним соглашаюсь, в чём-то нет, но разговора не получается. Он приходит, как генерал на плац, разносит очередную статью в пух и прах, и уходит, не прощаясь, как англичанин (т.е в переписку не вступает, считая, видимо, переписку со мной ниже своего достоинства). В первый раз он появился в комментариях к статье о Н.М. Суетине. Попенял мне, в частности, за то, что я не отметил такого важного обстоятельства, как женитьба детей Чашника и Суетина. С моей же точки зрения, кому-то, м.б., подобная информация и важна, меня же более интересуют стилевые нюансы творчества того или иного Художника, и сопряжение этих нюансов со временем (с Историей). Так что не ждите от меня развёрнутых рассказов о романах Художников или их чад.

Итак, Чашник Илья Григорьевич. Выходец из местечка Люцин (ныне – Лудза, Латвия) Витебской губернии, был подмастерьем у ремесленника. В 15 лет поступил в частную (еврейскую) Школу рисования и живописи Юделя Пэна. В 1919-м году Школа была преобразовано Марком Шагалом в Витебское художественное народное училище. В мастерской Лазаря Лисицкого Чашник знакомится с Суетиным (класс Малевича, УНОВИС).

Напомню: в 1922-м году официально закончилась Гражданская война. Малевич едет в Петроград. Вслед за Учителем туда же едут и Чашник с Суетиным.

В 1922-м-1923-м Чашник занимается дизайном, интересуется проблемами рекламы и плаката. В 1923-м принимает участие в проходившей в залах Академии Художеств Выставке картин петроградских художников всех направлений за 5-летний период деятельности (1918-1923).

Тем временем Малевича назначают ВРИО Музея художественной культуры (с 15.08.1923) В 1924-м музей преобразуется в институт, в феврале 1925-го получает статус государственного, и вновь меняет название (теперь уже ГИНХУК). В Формально-теоретический отдел (позже переименованный в Отдел живописной культуры) Малевич устраивает своих верных учеников: Суетина и Чашника.

За столом слева направо: Суетин, Малевич, Чашник. Фото взято из свободного доступа в интернете. ОР ГРМ, 1924.
За столом слева направо: Суетин, Малевич, Чашник. Фото взято из свободного доступа в интернете. ОР ГРМ, 1924.

От Н.Н. Пунина, заведующего художественной частью ГФЗ (Чехонина с "десантом" художников тогда отправили "подымать" предприятия треста НовГубФарфор), Чашник получил приглашение попробовать свои силы в фарфоре, и был принят на завод в качестве художника-композитора по исследованию и выработке художественных образцов композиционных форм. В 1923-1925 гг. им были исполнены многие проекты росписи чашек, тарелок, сервизов. В 1924-м-1926-м исполнил некоторые проекты для треста НовГубФарфор (НГФ). Соответственно, этот период его творческой жизни и будет рассмотрен более подробно.

В Эрмитаже сохранилось достаточное количество изделий, расписанных И.Г. Чашником, чтобы дать представление о нём, как о художнике-супрематисте. Настоящие ценители и искусствоведы, проникшие в глубины творчества Суетина и Чашника тех лет, легко отличают их по стилю. Я не так глубоко проник. Единственное, что вижу: Чашник предпочитает более сильный контраст, а какой контраст может быть сильнее, чем чёрное и белое? Итак...

Ниже в галереях представлены предметы двух сервизов: столового "Чёрная лента", и чайного "Красное с серым". Основная проблема, с которой сталкивается зритель, рассматривая посуду ГФЗ первых лет Советской власти - это эстетическое (стилистическое прежде всего) несоответствие авангардной росписи с "классическими" дореволюционными формами. На тарелках и блюдах это не так заметно, как на корпусных предметах (супницах, соусниках и пр.).

А в данной галере представлены отдельные предметы, расписанные Чашником. Проблема восприятия - та же.

В 1925-м Чашник был зачислен в Декоративный институт в должности научного сотрудника, в лаборатории, где вместе с ним работали К.С. Малевич, К.И. Рождественский, Н.М. Суетин. Работал в Декоративном институте до декабря 1926 года (когда институт был закрыт).

Сотрудничал с Комитетом художественной промышленности ГИИИ, разрабатывал супрематические орнаменты для текстиля и обоев. Работал в Губполитпросвете, ответственным руководителем мастерской ИЗО. Умер в Ленинграде 4 марта 1929, в возрасте 26 лет, от перитонита. Для особых критиканов, пишущих, что я не все фото нашёл. Есть ещё фото Чашника в гробу, которое я принципиально в данную статью не стану ставить.

Выставки: 1925, Международная выставка декоративных искусств, Париж; 1932-1933, Юбилейная выставка "Художники РСФСР за XV лет", Ленинград-Москва.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.