Найти в Дзене
Записки не краеведа

К вопросу о приёме в казаки лиц не войскового сословия #2

⇦ предыдущая часть

По вопросу о приёме иногородних в казаки, достаточно уже написано господами Патриотом и Назаровым. Со своей стороны я хочу добавить несколько слов и напомнить станичникам о распоряжении бывшего Военного Министра, генерала Ванновского, состоявшемся по этому же вопросу в 1884 году.
Усмотрев, что в одном из казачьих войск слишком много было принято в войсковое сословие лиц иногородних и что со стороны войскового начальства поступало много ходатайств о зачислении в это войско офицеров и чиновников, генерал Ванновский высказал по этому поводу следующее. Так как из дел Военного министерства замечено, что лица, желающие зачислиться в казачье сословие, за редкими исключениями, преследуют лишь свои материальные выгоды, стараясь затем менее издержать на своё снаряжение и приобретение лошади, то эти лица, будучи приняты в казаки, не прилагают никаких усилий, чтобы стать казаками по духу, а не по форме;

"Даже дети таких лиц, вырастая в семьях, не имеющих никакой связи с прошлой доблестной боевой жизнью войска, неизбежно войдут в казачьи общины и строевые части – элементом ослабляющим воинские качества казаков".

В приёмных же приговорах, выдаваемых станичными обществами офицерам и чиновникам, желающим зачислиться в казаки, особенно заметно отсутствие серьёзных оснований к такому зачислению. В этих приговорах перечисляются такого рода пользы, ожидаемые от зачисляющегося в казаки, которые подтверждают только слухи о том, что приговоры эти приобретаются, или благодаря влиянию на станичные общества свыше, или путём щедрых обещаний и угощений, предлагаемых станичным властям и обществу.
Из имеющихся в Военном министерстве данных, выясняется, что лица, привилегированных состояний, зачисляясь в войсковое сословие, имеют в виду не призвание служить в казачьих войсках, а или выигрыш по службе, или материальные выгоды, в виде земельного пая и возможности пользоваться станичными угодьями, ссудами из войскового капитала, возможности воспитывать детей на войсковой счёт, владеть в станицах недвижимой собственностью без платы посаженной пошлины и вообще с удобством вести различного рода торговые дела. Некоторые же желают зачислиться в войско лишь для того, чтобы не находясь на службе, носить мундир, то есть ″
воспользоваться тем преимуществом, жалуемым только высокопоставленным лицам и притом за особые заслуги или в виде награды за военные отличия той части, которой они командовали″.

Хотя при приёме в казачье сословие, в станичных приговорах иногда и не упоминается о том, что общества обязуются наделять принимаемых земельными паями и прочими угодьями, но это ровно ничего не значит, так как офицеры и чиновники став казаками, приобретают вместе с тем и все права этого сословия, а потому станичные общества обязаны будут выделять им и земельные паи.

В силу всего вышесказанного, Военный Министр находил и в смысле поддержания духа и материального положения казачества, слишком свободное зачисление иногородних в казаки – безусловно вредным и предлагал обратить внимание на такое зачисление подлежащих властей, указывая, что так как зачисление в казаки крестьян и мещан делается властью наказных атаманов, то они и обязаны ограничить этот приём путём соответствующего влияния на станичные общества или же прямо не утверждением приговоров.

Что же касается ходатайства о переводах в казаки иногородних офицеров и чиновников, то, рекомендовал глубже входить в обсуждение тех причин, которые побуждают этих лиц просить о зачислении их в войсковое сословие и определять:

  1. Какую действительную пользу эти лица могут принести казачеству;
  2. Имеют ли станичники, давшие приговор на зачисление в их среду офицера или чиновника – достаточное знакомство с этими лицами;
  3. Были ли станичники, давшие приговор, свободны от всяких влияний;
  4. Не были ли для получения приговора употреблены средства деморализующие нравственность станичников.
Военный министр (1881-1898 год), казак Гниловской станицы Пётр Семёнович Ванновский
Военный министр (1881-1898 год), казак Гниловской станицы Пётр Семёнович Ванновский

В заключение Пётр Семёнович Ванновский, казак Гниловской станицы, говорит, что он будет рад, если выраженные им взгляды разделятся местным начальством, особенно

"Ввиду того милостивого внимания, которого удостаивает казачьи войска Государь Император, неоднократно выражавший желание видеть их на высоте своего призвания в общем составе русской армии, для чего, конечно, прежде и важнее всего необходимо обратить внимание на элементы, вливающиеся в эти войска со стороны, которые могут расшатать в корне исторические основы и веками выработавшиеся принципы быта и службы казачьих войск".

Так вот какой взгляд имел наш станичник П. С. Ванновский на зачисление иногородних в казаки. Мне думается, что наши казаки, принимающие легко в свою среду всех без разбора, совсем не знают об этом распоряжении бывшего Военного Министра, а те лица, которые знают, умалчивают о нём, имея в виду какие-либо цели, а между тем это предостерегающее постановление должно бы храниться во всех станичных правлениях и его следует читать каждый раз перед решением вопроса: принять или не принять в казаки то лицо, которое о том просит.

Мне пришлось однажды беседовать со стариками-станичниками, принявшими в нашу станицу одного субъекта, наобещавшего им кучу благодеяний, но оказавшегося впоследствии обыкновенным прохвостом. ″Кто ж его знал? Говорили выборные, что он близок к атаману отдела, а потому и приняли″. Оказалось, что мои станичники и не знали, как осторожно они должны были выдавать приговоры, не обращая внимание ни на какие слухи и давления.

В настоящее время вопрос о приёме в казаки офицеров и чиновников должен интересовать ни одну какую либо станицу, а всё войско, так как пенсию, если таковую заслужит этот вновь испечённый казак, ему придётся выдавать всё из того же войскового капитала. Думается, что зачисление в войсковое сословие лиц привилегированных – подлежит строгому ограничению, в особенности для офицеров, поступающих в строевые части. Мне кажется, что если бы станичники были осведомлены о том, что лицо, принимаемое ими в своё общество хотя бы и отказывалось от земельных угодий, всё-таки, несмотря на это, имеет на них неотъемлемое право, – то, пожалуй, давать приговоры, несмотря на разные посулы, не стали. Впрочем, кто их разберёт: иногда они отказывают своему гражданину, прослужившему войску более сорока лет, в пяти-шести десятинах для разведения рощи или сада, а тут же рядом, заурядному человеку не жалеют и тридцати десятин на то же дело…

А всё-таки, станичники, пора нам подумать о том, как бы поменьше и поосторожнее принимать в свою среду желающих быть казаками: пользы они нам приносят мало, а вреда много и дома и на поле брани, - примеры у вас налицо.

К. Т.
Газета «Донские областные ведомости» № 272 от 19 декабря 1906 года.

⇦ предыдущая часть

НавигаторКазачье войско
Подборка "Приём в казачье сословие"