Монтажники радиоэлектронной аппаратуры и приборов (РЭАиП) считаются элитой среди рабочих профессий
Александр Кучеров, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, 45 лет, оклад - 60 000 рублей в месяц, заработок – до 100 000 рублей.
- Я монтажником почти случайно стал. Сначала токарем устроился. У меня ещё в школе с токарным станком хорошие отношения сложились. Пошёл на оборонный завод большой, рядом с домом. Потом поступил на вечернее в Московский институт радиоэлектроники и автоматики, а там говорят – работать надо по специальности. Пришлось перевестись в соседний цех, радиомонтажный. Смотрю, а там – рай! Чистота, цветочки в горшочках, тишина, женщины-красавицы и все в белых халатах. Свет яркий, после токарного цеха – непривычно даже. Зарплата –выше, чем у меня была, особенно, если в командировку отправляют. Отпуск на несколько дней больше, молоко. По всем параметрам лучше. Правда, секретность была выше и вредность, дышишь ведь припоем, хоть и вытяжка мощная. Но уж лучше так, чем станочником, когда весь в эмульсии, в масле, в стружках, в грохоте.
Плавим, лудим, платы паяем!
Если думаете, что профессия радиомонтажника молодая, ошибаетесь. Действительно, строчка «Монтажник РЭАиП» появилась в официальных классификаторах лишь во второй половине прошлого века, но эти люди просто назывались по-другому. Квалификация повыше – радиомастер, пониже – пайщик. Если предположить что профессия началась с изобретением первого сложного электроприбора – электрического телеграфа, то серийно их начали производить в середине XIX века. Тогда на свет появились первые электромагнитные реле, конденсаторы, резисторы, катушки индуктивности. Позже добавились диоды и вакуумные радиолампы. Уже в 1947 году ученые Уильям Шокли, Джон Бардин и Уолтер Братгейн создали первый действующий транзистор (не в смысле – радиоприёмник, а именно радиодеталь). Спустя девять лет благодарное человечество отблагодарило их Нобелевской премией по физике. В 1960-х появились микросхемы, они же – интегральные схемы, из которых к началу 1970-х выросли БИС-ы и СБИС-ы. Большие и СверхБольшие интегральные схемы, ставшие вскоре микропроцессорами.
Во всём этом кто-то должен был разбираться. Знать, как на схеме обозначается конденсатор, где у транзистора база, как собрать схему, чтобы она через три дня не развалилась и не сгорела. Последнее, самое важное, сильно зависело от технологии пайки. Это значит, что историю профессии радиомонтажника можно «продлить» еще глубже. Ибо «паяльщик», наравне с «медником» и «лудильщиком» считается одной из старейших профессий связанных с обработкой металлов.
Древние паяльщики не только ремонтировали прохудившуюся посуду, но паяли достаточно сложные детали и приспособления - от бижутерии, до сложных научных приборов. Плоды их труда можно найти и средневековых мушкетах, и в восточных саблях, и в корабельных цепях, и в иконных окладах, и в первых телескопах...
Так что профессии монтажника РЭАиП от полутораста до полутора тысяч лет или чуть больше того. Но настоящий её рассвет, действительно, произошёл чуть больше полувека назад. Когда человечество поразил электронный бум.
Впаять по заслугам
Сегодня рабочее место монтажника – высокотехнологичное пространство, его стоимость может достигать многих десятков тысяч долларов. На монтажном столе – электрический и ультразвуковой (для алюминия) паяльники, пистолетообразный сварочный автомат, кисточка для нанесения флюса, приборы для автоматического поддержания постоянной температуры жала паяльника, набор самих жал, каждое – стоимостью от $60... Есть даже комплект инструментов для склейки деталей. А вот классического осциллографа, бывшего совершенно незаменимым ещё пару десятилетий назад, не найдёте. Хотя он есть. Просто важный прибор скрыт в компьютерном блоке и его показания выводятся на монитор. Там же можно найти и величину напряжения, силы тока в цепи, сопротивления, индуктивности. Всё, что необходимо для спокойной и, главное – точной работы.
Татьяна Рудакова, мастер производственного обучения образовательного комплекса «Юго-Запад» (Москва) по специальности «монтажник РЭАиП»:
«Раньше стояли мультиметры, была шкала, допустим, резисторов, и уже сам монтажник должен был считать: делить Вольты на Амперы, получать Омы и подбирать нужные позиции. Сейчас, конечно, проще. Но, с другой стороны, у студентов меньше необходимости думать, развивать мозги. К сожалению, им этого не хватает. Не хватает терпения на то, чтобы самому подумать, потому что есть гаджеты, которыми они увешаны с ног до головы. Это не дает человеку возможности учиться мыслить логически. А специалист всё должен делать осознанно. Вот, допустим, диод - специалист должен точно знать, где у него анод, а где – катод. Конечно, там всего два провода и их легко можно перекинуть, но это неправильно. Это значит – человек не понимает, что делает. Сегодня, с развитием связи и Интернета, логика у молодежи изменяется. Задаёшь простой вопрос, а он ищет ответ в сети и даёт не один, а сразу три-четыре. Часто даже не прямые, а параллельные тому, о чём спрашивали. А работа монтажника требует точности и ответственности. Как я всегда говорю студентам: "Так наляпаешь – ракета прилетит к тебе во двор"».
Специфика работы монтажника сильно зависит от того, какими сериями выпускаются монтируемые приборы. Если это единичные или экспериментальные экземпляры, используется самый древний «навесной» монтаж, когда рабочий поочередно припаивает, сверяясь со схемой, на панельку детали и соединяющие их проводки. В этом случае для монтажа слабенького усилителя, состоящего из 30-40 деталей и примерно такого же числа соединительных проводов нужно сделать около полутора сотен паек. Даже у хорошего специалиста на это уйдет около часа.
При выполнении мелкосерийного или среднесерийного заказа идет уже поверхностный монтаж, когда детали «впаиваются» в специальные гнезда на подготовленной печатной плате. Если детали устанавливаются не с одной, а с двух сторон платы, такой вид монтажа называется «штырьковым».
При поверхностном монтаже сейчас всё чаще применяются автоматы и полуавтоматы. Сами готовят плату, сами наносят паяльную пасту, сами манипулятором устанавливают в нужное место элементы, сами паяют. Но всё равно под контролем монтажника, а в случае с полуавтоматом – при его участии.
Более продвинутый - монтаж печатный. Когда на общую плату ставятся не просто детали разной степени мелкости, а стандартные печатные платы, каждая из которых составляет небольшой функциональный узел. Разумеется, время сборки прибора из таких «полуфабрикатов» сокращается в разы, а надежность – в разы же увеличивается.
Наконец, для массового и крупного производства часто применяется «пайка погружением». Специально подготовленная плата с уже установленными на неё деталями просто погружается в ванну с припоем. Таким образом, даже без использования паяльника можно зараз сделать сотню, а то и больше паек.
Левша с паяльником
Важные рабочие качества радиомонтажника – острое зрение и хорошо развитая мелкая моторика. Высококвалифицированный специалист может (конечно, используя специальную оснастку) напаять на площадку, размером с наручные часы, до 65 микросхем. С заболеванием суставов рук, или с тремором, или с плохим зрением в монтажники не возьмут. В медицинском плане профессия считается вредной, монтажникам положены дополнительные дни отпуска, молоко и прочие блага.
СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ
Алексей Кучеров:
- Для хорошего припоя нам выдают спирт очень высокой степени очистки. В конце 80-х, когда спиртного в магазинах не было, разумеется, никто этот спирт на припой не тратил, всё употребляли вовнутрь или домой тащили. Качество пайки было отвратительным. Тогда начальство нашло хороший выход: монтажнику спирт наливали уже в плашку с канифолью. Канифоль пить не будешь, самоубийц нет. И вот, у всех пошёл припой хороший, только у одного из наших он вскоре опять испортился. Решили за ним проследить. В конце концов оказалось, что он перед работой покупал 100 грамм карамели «Барбарис» и толок их в плашку вместо канифоли. Ему в эти «барбариски» спирт и заливали. А с карамелькой спирт пить даже приятно.
Еще недавно профессия монтажника РЭАиП была преимущественно женской. Но в последнее десятилетие ситуация резко изменилась:
Татьяна Рудакова:
- "Монтажник " – слово мужского рода. И девочки идут к нам неохотно, в группе из 24 человек набирается 4-5. Хотя практически все предприятия готовы брать хоть по полгруппы девчонок. Была на днях на оборонном предприятии, где наши выпускники работают. Там очень их хвалили. Как раз на тему девочек и мальчиков начальник цеха сказал, что пацаны хороши на новых работах. Когда деталь только в работу отдают, устройство новое опробуют и так далее. А девчонки гораздо лучше работают на потоке. Они аккуратнее, внимательнее, сосредоточеннее.
Не все, получившие профессию радиомонтажника обязательно идут на завод. Многие устраиваются в радиомастерские, а то и открывают свой бизнес. В основном связанный с ремонтом электроники, сложной бытовой техники. Но есть варианты. Обустройство «умного дома», скажем, может принести грамотному монтажнику, особенно, если он умеет работать не только паяльником, но еще и дрелью, от 100 000 рублей за несколько дней работы. Жаль только, таких заказов на всех не хватает.
Высококвалифицированные специалисты радиомонтажа – товар штучный, пользующийся повышенным спросом и дорогостоящий.
Татьяна Рудакова:
- Мы сотрудничаем с РГУ нефти и газа. Проводим для студентов курсы монтажа. Драка идет за рабочие места, мы можем только 24 человека обучать, а желающих – в разы больше. Бывает, предприятия направляют сотрудников, бывает, люди сами приходят. В «Алмаз-Антей» наших преподавателей приглашали. Там нженерам-конструкторам понадобилось знание основ монтажа. 72 часа занятий стоит в среднем 25 тысяч рублей за человека.
ТАК И СКАЗАЛ
Пётр Зверков, студент образовательного комплекса «Юго-Запад» (Москва) по специальности «монтажник РЭАиП», победитель конкурса «Московские мастера-2015»:
- У меня родители – радиомонтажники, и брат старший – тоже. И я решил по их пути пойти. Работа востребованная, зарплата – большая. Думаю, буду получать тысяч 50. Учиться здесь легче, чем в школе. Требований меньше, основной упор – на профподготовку. На конкурсе мне повезло: у меня слабое место - никогда не умел хорошо промывать плату. А тут это очень хорошо получилось.
Куда после колледжа пойду, пока не знаю. Сначала хотел к родителям устроиться в НИИАП, но туда сейчас попасть сложно. Но хорошие радиомонтажники сейчас везде нужны.
Валерий ЧУМАКОВ
Фото: Валерий ЧУМАКОВ
Вам по нраву материал — подпишись на наш канал ➕
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍