КАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ МЕНЯЛА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ
Автор: Лариса Михайлова
Как представить советскому народу это событие? Ведь Куприн не просто писатель-эмигрант, а бежавший за границу с разгромленной армией Юденича белый офицер и активный работник белогвардейской прессы в годы Гражданской войны.
А на дворе 1937 год, обратите внимание.
Презентация возвращения писателя в советской прессе прошла замечательно. Куприна встречали на вокзале торжественно при огромном скоплении восторженного народа: духовой оркестр, пресса, цветы. Советские люди искренне радовались, что знаменитый и любимый в имперской России писатель «осознал» свои ошибки, покаялся и теперь с восторгом отзывается об успехах молодой страны.
Александр Иванович Куприн — один из самых любимых авторов и в дореволюционной стране, и в советской, и в современной. Его творчество, яркое и многогранное, отличается какой-то искренней горячностью и имеет огромное эмоциональное воздействие на читателей.
Куприн много писал о любви, поэтому его творчество интересно женщинам. Он замечательно писал о животных, и взрослые читатели многих поколений с радостью и надеждой, что эти уроки добра не пройдут даром, знакомят с его творчеством детей.
Но была одна тема в его жизни и творчестве, которая ожесточала против него мужчин. Это тема армии. Эта тема принесла ему скандальную славу, усложнила жизнь, оттолкнула от него многих друзей. И вот парадокс: именно эта тема стала самой востребованной в советской стране, гарантировала огромные гонорары и почёт.
«Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним… Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши», — так маститый писатель Александр Куприн наставлял молодых людей, желающих стать писателями-реалистами.
Это, конечно, из собственного жизненного и творческого опыта.
Лучше всего в ранней молодости Куприн знал армию, потому что дальновидная мать выбрала для своего сына военную карьеру: Александр окончил военную гимназию в Москве. В возрасте 17 лет он был зачислен в Александровское военное училище.
Именно будучи юнкером военного училища, Куприн впервые попробовал написать и опубликовать своё первое литературное творение. В журнале «Русский сатирический листок» в 1889 году появился его рассказ со странным названием «Последний дебют».
Руководство училища осудило этот поступок молодого человека. О том, как себя чувствовал и кем себя воображал молодой Куприн, мы никогда не узнаем, хотя в его позднем творчестве есть автобиографический роман «Юнкера». Этот роман писал пожилой ностальгирующий человек на чужбине через 40 лет. В таком настроении романтизируется прошлое, это ведь понятно.
А то, что было на самом деле в голове и на сердце автора, мы читаем в его армейских повестях и рассказах, появившихся в печати на стыке двух веков: девятнадцатого и двадцатого. Это повесть «Поединок», рассказы «Прапорщик армейский», «Штабс- капитан Рыбников».
Куприн действительно знал, о чём писал: в 20 лет он в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Через три года военной службы Куприн отправился в Петербург для поступления в Академию Генерального штаба, но ему было запрещено сдавать вступительные экзамены из-за скандала, произошедшего в дороге: молодой офицер не подчинился требованиям полицейского и в порыве праведного гнева сбросил его в воду на глазах у восхищённой публики.
Подпоручик Куприн вернулся в полк. Через год решил навсегда расстаться с армией и подал в отставку. Теперь он свободен. Не имея никакой гражданской профессии, не имея семьи, отставной офицер посвящает свою жизнь свободному труду. Благо, физической силой Куприна Бог не обидел.
Главная его цель—жизненный опыт и впечатления. Ему интересна жизнь рыбаков, грузчиков, циркачей, спортсменов, воров и даже девушек с пониженной социальной ответственностью. Он с головой ныряет в разные человеческие сообщества: всматривается, вслушивается, изучает — вживается и пишет.
Куприн-писатель проявил себя как великолепный рассказчик. Да, на российском литературном небосклоне зажглась новая звезда по имени «Александр Куприн», а это значит, что в круг его общения входят не только рыбаки и грузчики, но и творческая элита: Бунин, Чехов, Чуковский, Горький. С Горьким Куприн особенно дружен, так ему близки бунтарские настроения «Буревестника революции» и он тоже «ждёт перемен».
Именно Максиму Горькому Куприн посвятил свою армейскую повесть «Поединок» в 1905 году. Повесть о «моральном разложении» царской армии была «как никогда кстати» — шла Русско-японская война. Россия несла огромные потери, а русская интеллигенция отправляла поздравительные телеграммы японскому императору и поздравляла его с победой.
Вот в такое время, когда изображение армии приобретает особую актуальность, в мае 1905 года в горьковском «Сборнике товарищества „Знание“» с посвящением «с чувством истинной дружбы и глубокого уважения» появляется купринский «Поединок». Не будем пересказывать сюжет, напомним об эмоциональном посыле: как они отвратительны, эти моральные уроды, коими автор представил нам офицеров: деградантов, алкоголиков, садистов.
Повесть имела огромный успех у оппозиции и вызвала шквал негодования у консерваторов–государственников. 46-й Днепровский пехотный полк, в котором когда-то служил Куприн, через прессу выразил автору протест. Но Александру Ивановичу в то время всё было нипочём. Он был уверен, что его дело правое.
Прошло 10 лет. Естественно, Куприн, «подвластный общему закону», переменился: Первую мировую войну встретил патриотом. Он готов свой дом в Гатчине отдать под военный госпиталь, оборудовать и содержать его. Но правительство отклонило его порыв быть полезным родине.
И только повторная просьба об организации госпиталя, поданная женой Купина, была удовлетворена. Правительство оценило желание быть сопричастной к жизни страны в трудные времена участницы Русско-японской войны, имеющей государственные награды Елизаветы Морицевны Куприной. Она добровольно ушла на фронт в 1905 году в качестве сестры милосердия. Можно представить, как больно это было её «звёздному» мужу.
Куприн мобилизован как кадровый офицер, но участвовать в боевых действиях ему не пришлось: доверяют только обучение строевой подготовке солдат. Офицеры в те времена были люди начитанные. Повесть «Поединок» они все читали, и пожимать руку знаменитому сослуживцу, вдруг оказавшемуся рядом, не спешили.
Революцию 1917 года Куприн воспринял как временное недоразумение, хотя отречение Государя одобрял. После Октября пытался сотрудничать с новой властью. Протежировал ему давний друг Максим Горький.
Началась Гражданская война, и Куприн, проживающий в Гатчине под Петербургом, оказался «под белыми». И с ними он сотрудничал в качестве журналиста. Он уже видел, что из себя представляют красные бойцы и командиры, у него теперь было с чем сравнить опороченную им самим царскую армию. Вероятно, это был момент, когда нравственный закон «Посеявший ветер — пожнёт бурю» пришёл в действие, и все российские «буревестники» почувствовали социальную стихию на собственной шкуре.
Куприн увидел, что никто, кроме кучки вчерашних царских офицеров, выставленных когда-то в «Поединке» в виде моральных уродов — жертв бесчеловечной, порочной системы — даже не попытался спасти Россию от ужасов большевизма. Никто, кроме них, ошельмованных, преданных, униженных вчерашних героев-фронтовиков и мальчишек-юнкеров не вступился за погибающую страну.
Отступая с войском Юденича, Куприн оказался сначала в Финляндии, а потом во Франции.
После Гражданской войны, когда в советской России критика превозносила «Поединок» Куприна как «истинно революционное произведение», обличающее царскую армию и прогнившее насквозь, полностью разложившееся офицерство, сам автор придерживался уже совершенно иной позиции.
Годы, проведённые в эмиграции, были очень непростыми и с материальной, и с моральной позиций. Куприн — человек, придающий огромное значение эмоциям, очень страдал, почувствовав после пятидесяти лет, как он любит свою Россию.
Он пишет. Пришло время черпать вдохновение в воспоминаниях. И он пишет по памяти свой последний армейский роман «Юнкера». Это его молодость, его молодые друзья-юнкера, его преподаватели-офицеры такие строгие, но справедливые.
В романе есть замечательный момент: перед увольнительной в город офицер напутствует молодого юнкера и напоминает ему, что тот юнкер, безусый мальчик, уже представитель армии и государства и вести себя должен соответственно.
Последние годы жизни писателя в Париже были трагичны. Он болен: ослеп, потерял память. Его переезд в советскую Россию инициирует жена, так как положение семьи Куприных просто катастрофическое.
Мы никогда не узнаем, о чём договорились советские дипломаты с женой Куприна. Мы видим только результаты. Куприны в мае 1937 года прибыли в Москву.
Было предпринято издание собрания сочинений писателя, предоставлена дача в Гатчине. Писателя обследовали лучшие советские медики, была сделана операция.
Но в 1938 году, за день до своего 68-го дня рождения, Александр Иванович Куприн скончался.
Надо думать, что волевое решение Елизаветы Морицевны Куприной вернуться в страну, которая когда-то была их родиной, и сделало творчество этого замечательного и талантливого писателя таким востребованным и любимым в современной России.
Источник: The Epoch Times