Найти в Дзене

Второй самолет Ферапонта Головатого и денежная реформа: совпадение или нет

Оглавление

Покупка колхозникам Ф. Головатым самолета в конце 1942 года помогла правительству изъять у крестьянства порядка 7 млрд рублей, которые у них скопились вовсе не благодаря колхозному строю, а в силу особенностей военной экономики. И мероприятие это было первым шагом на пути подготовки денежной реформы, проведенной в 1947 году.

За первым шагом обычно следует второй. Но сначала —

о самолете

Ну-ка, кто вспомнит, из какой книги эта иллюстрация?
Ну-ка, кто вспомнит, из какой книги эта иллюстрация?

Головатый был человеком активным, и вел переписку с летчиком Ереминым, летавшим на «его» самолете, отслеживая его (самолета) судьбу.

Из газеты «Правда» от 18.03.1943:

Уважаемый Ферапонт Петрович! Почти два с половиной месяца прошло с тех пор, как я получил Ваш самолет. Я сделал на нём уже до 20 боевых вылетов. Пусть Вас не смущает то обстоятельство, что во время этих вылетов я не сбил ни одного стервятника. Передо мной и не стояла задача вести бой: я вел разведку.

Кстати, Головатый стал первым, кто единолично внес деньги на самолет, но зачинщиком вовсе не был.
Кстати, Головатый стал первым, кто единолично внес деньги на самолет, но зачинщиком вовсе не был.

Между тем Наркомфин продолжал работу над подготовкой

денежной реформы.

14.03.1944 начальник Группы денежного обращения В. Дьяченко подает наркому Звереву А.Г. докладную записку к проекту денежной реформы, в которой в том числе указывает на необходимость в качестве первого шага наряду с сохранением пайковых цен расширения коммерческой торговли по повышенным ценам:

… Для изьятия из обращения части избыточной денежной массы и вовлечения в оборот остальной ее части потребуется повышение цен государственно-кооперативной торговли. Повышение цен государственно-кооперативной торговли должно будет иметь в проведении денежной реформы крупнейшее значение. Оно позволит достичь соответствия между количеством денег в обращении и потребностями хозяйственного оборота в деньгах, провести денежную реформу в кратчайшие сроки и без особого напряжения государственного хозяйства.

РГАЭ, ф 7733, оп 36, д 2271, л 111-115, «Денежная реформа в СССР 1947 года. Документы и материалы», с. 71
РГАЭ, ф 7733, оп 36, д 2271, л 111-115, «Денежная реформа в СССР 1947 года. Документы и материалы», с. 71

Первый этап [реформы]: сохранение действующих цен на товары нормированного снабжения и введение коммерческих цен на товары, реализуемые в порядке открытой торговли (там же, с. 74).

Зверев нашел предложение разумным, тем более, что по аналогичному пути шли в 1935 году при отмене карточек. Результатом было развертывание коммерческой торговли с мая 1944 года:

Коммерческая торговля, т. е. открытая продажа товаров по повышенным ценам, была развернута в крупных городах страны через сеть торговых предприятий так называемого Особторга («Главособторга») с мая 1944 г. Население страны, располагавшее значительными денежными суммами, в магазинах Особторга могло приобретать в свободной продаже дефицитные в то время продукты питания и промышленные товары массового спроса.
Коммерческие цены устанавливались <…> несколько ниже рыночных цен, что позволяло использовать этот инструмент для воздействия на последние. <…> Обороты предприятий Особторга в 1946 г. составили 71 806 млн руб. Полученная прибыль позволила государству в 1946 г. изьять из обращения 8 млрд руб, а в 1947 г. еще 2,4 млрд руб.

Там же, с. 197 (примечание).
Там же, с. 197 (примечание).

Здесь есть один интересный момент. Не то, чтобы селян в коммерческие магазины не пускали, но открывались эти магазины, особенно в первое время, только в крупных городах, и предназначались они все же для горожан.

В подтверждение могу сослаться на докладную записку Б.А.Двинского (наркома заготовок) В.М. Молотову от 16.03.1946 относительно коммерческой торговли хлебом, с которым в тот год было, мягко говоря, не густо:

Обязать Наркомторг СССР <…> не открывать коммерческих магазинов в городах, куда можно ждать наплыва сельского населения; торговать в часы, неудобные для приезжающего в города сельского населения; на вокзалах и в привокзальной зоне торговать только в разнос штучными товарами. («Социальная политика СССР в послевоенные годы 1947 — 1953 гг.», с.93).

А в 1944 «не густо» было не только с хлебом. Между тем лишним крестьянским доходам тоже надо было найти применение.

И тут начинаются странные совпадения.

Как первый самолет «пошел в утиль»

Чисто случайно именно к маю 1944 Головатый узнает от Еремина, что «его» самолет подлежит списанию:

«Известия» от 30.04.1944:

-5

На первый взгляд ясно, что летчику Еремину срочно нужен новый самолет. Но не все так просто.

Из книги С. Кузнецова «Як-1 Наш лучший истребитель 1941 года»:

На своем самолете с 24 декабря этого [1942] по 28 сентября 1943 г. Еремин выполнил 75 полетов <…> Дальше на самолете практиковались молодые летчики полка <…> Дело в том, что 1 сентября при очередном осмотре «Яка» обнаружилось коробление обшивки крыла и гаргрота фюзеляжа. После нескольких боевых вылетов Еремина инженерно-технический состав полка счел небезопасным для летчика вести на этой машине маневренные воздушные бои. Интенсивные тренировочные полеты молодого пополнения продолжались до конца ноября 1943 года. <…> Последний вылет, продолжительностью 25 минут, совершил 26 февраля 1944 г. летчик Базлов. Дальнейшие полеты прекратили в связи с необходимостью замены лакокрасочного покрытия и частичной замены фанерной обшивки. Так как самолет не был списан, регламентные работы на нем продолжались до 20 апреля 1944 г. (согласно последней записи в формуляре).

То есть Еремин уже с сентября 1943 летает на другом самолете, и Головатый об этом или не знает, или его это не беспокоит. И самолет хотя и требует ремонта, но вовсе не списан, как об этом любят рассказывать.

Тем не менее Головатый пишет Сталину не то, что телеграмму, а очень немаленькое послание, с просьбой разрешить купить новый самолет.

Обращаюсь к Вам с просьбой, Иосиф Виссарионович. Прошу дать мне возможность приобрести истребитель самой последней конструкции и лично вручить его майору Еремину.

Судя по всему, предполагается, что без разрешения Сталина вносить деньги в «Фонд обороны» было запрещено.

«Гудок», 24.05.1944. То же и в других газетах. Естественно, на первой странице.
«Гудок», 24.05.1944. То же и в других газетах. Естественно, на первой странице.

Сталин слов на ветер не бросает.

«Известия» 31.05.1944
«Известия» 31.05.1944

Как следует из рассказов, на это раз мёдом не обошлось (возможно, год для пчел был неурожайным), и Головатому пришлось расстаться с частью имевшегося скота, а также привлечь к покупке самолета родственников и односельчан.

И, естественно, призыв Головатого отдать Родине все свои сбережения, не остался без ответа. Тем более, что агитаторы не дремали:

Нет сомнения в том, что этот прекрасный патриотический призыв Ферапонта Головатого будет услышам колхозниками как в глубоком тылу страны, так и во вновь освобожденных от гитлеровцев областих. Средства, добровольно вносимые трудящимися для дела победы, продолжают поступать непрерывных потоком, и онн послужат Красной Армии для ускорения разгрома врага, для ускорения победы <…>.

«Правда», 25.05.1944.
«Правда», 25.05.1944.

Так что денег на покупки товаров по коммерческим ценам у селян поубавилось.

Вы верите в такие совпадения? Лично я не очень.

И даже если одновременное проведение этих двух мероприятий не было связано с желанием отсечь крестьян от коммерческой торговли, моё утверждение о том, что вся эта тема с самолетами является составной частью денежной реформы, прямо подтверждается запиской Я.И. Голева (Председателя Правления Госбанка СССР) В.М. Молотову от 01.04.1946:

Специальные финансовые мероприятия, проведенные в годы войны - военный налог, военные займы, денежно-вещевые лотереи, взносы населения в фонд Красной Армии и в фонд обороны, оказали положительное влияние на денежное обращение, сдерживая размеры и темпы эмиссии.

РГАСПИ ф 56 оп 1 д 780 л 82—86, «Денежная реформа в СССР 1947 года Документы и материалы», с. 178—182.
РГАСПИ ф 56 оп 1 д 780 л 82—86, «Денежная реформа в СССР 1947 года Документы и материалы», с. 178—182.

Что не умаляет заслуг Ф. Головатого, у которого как раз излишних денег особо и не было.

О первом самолете:

Спасибо за внимание :)