Покупка колхозникам Ф. Головатым самолета в конце 1942 года помогла правительству изъять у крестьянства порядка 7 млрд рублей, которые у них скопились вовсе не благодаря колхозному строю, а в силу особенностей военной экономики. И мероприятие это было первым шагом на пути подготовки денежной реформы, проведенной в 1947 году.
За первым шагом обычно следует второй. Но сначала —
о самолете
Головатый был человеком активным, и вел переписку с летчиком Ереминым, летавшим на «его» самолете, отслеживая его (самолета) судьбу.
Из газеты «Правда» от 18.03.1943:
Уважаемый Ферапонт Петрович! Почти два с половиной месяца прошло с тех пор, как я получил Ваш самолет. Я сделал на нём уже до 20 боевых вылетов. Пусть Вас не смущает то обстоятельство, что во время этих вылетов я не сбил ни одного стервятника. Передо мной и не стояла задача вести бой: я вел разведку.
Между тем Наркомфин продолжал работу над подготовкой
денежной реформы.
14.03.1944 начальник Группы денежного обращения В. Дьяченко подает наркому Звереву А.Г. докладную записку к проекту денежной реформы, в которой в том числе указывает на необходимость в качестве первого шага наряду с сохранением пайковых цен расширения коммерческой торговли по повышенным ценам:
… Для изьятия из обращения части избыточной денежной массы и вовлечения в оборот остальной ее части потребуется повышение цен государственно-кооперативной торговли. Повышение цен государственно-кооперативной торговли должно будет иметь в проведении денежной реформы крупнейшее значение. Оно позволит достичь соответствия между количеством денег в обращении и потребностями хозяйственного оборота в деньгах, провести денежную реформу в кратчайшие сроки и без особого напряжения государственного хозяйства.
Первый этап [реформы]: сохранение действующих цен на товары нормированного снабжения и введение коммерческих цен на товары, реализуемые в порядке открытой торговли (там же, с. 74).
Зверев нашел предложение разумным, тем более, что по аналогичному пути шли в 1935 году при отмене карточек. Результатом было развертывание коммерческой торговли с мая 1944 года:
Коммерческая торговля, т. е. открытая продажа товаров по повышенным ценам, была развернута в крупных городах страны через сеть торговых предприятий так называемого Особторга («Главособторга») с мая 1944 г. Население страны, располагавшее значительными денежными суммами, в магазинах Особторга могло приобретать в свободной продаже дефицитные в то время продукты питания и промышленные товары массового спроса.
Коммерческие цены устанавливались <…> несколько ниже рыночных цен, что позволяло использовать этот инструмент для воздействия на последние. <…> Обороты предприятий Особторга в 1946 г. составили 71 806 млн руб. Полученная прибыль позволила государству в 1946 г. изьять из обращения 8 млрд руб, а в 1947 г. еще 2,4 млрд руб.
Здесь есть один интересный момент. Не то, чтобы селян в коммерческие магазины не пускали, но открывались эти магазины, особенно в первое время, только в крупных городах, и предназначались они все же для горожан.
В подтверждение могу сослаться на докладную записку Б.А.Двинского (наркома заготовок) В.М. Молотову от 16.03.1946 относительно коммерческой торговли хлебом, с которым в тот год было, мягко говоря, не густо:
Обязать Наркомторг СССР <…> не открывать коммерческих магазинов в городах, куда можно ждать наплыва сельского населения; торговать в часы, неудобные для приезжающего в города сельского населения; на вокзалах и в привокзальной зоне торговать только в разнос штучными товарами. («Социальная политика СССР в послевоенные годы 1947 — 1953 гг.», с.93).
А в 1944 «не густо» было не только с хлебом. Между тем лишним крестьянским доходам тоже надо было найти применение.
И тут начинаются странные совпадения.
Как первый самолет «пошел в утиль»
Чисто случайно именно к маю 1944 Головатый узнает от Еремина, что «его» самолет подлежит списанию:
«Известия» от 30.04.1944:
На первый взгляд ясно, что летчику Еремину срочно нужен новый самолет. Но не все так просто.
Из книги С. Кузнецова «Як-1 Наш лучший истребитель 1941 года»:
На своем самолете с 24 декабря этого [1942] по 28 сентября 1943 г. Еремин выполнил 75 полетов <…> Дальше на самолете практиковались молодые летчики полка <…> Дело в том, что 1 сентября при очередном осмотре «Яка» обнаружилось коробление обшивки крыла и гаргрота фюзеляжа. После нескольких боевых вылетов Еремина инженерно-технический состав полка счел небезопасным для летчика вести на этой машине маневренные воздушные бои. Интенсивные тренировочные полеты молодого пополнения продолжались до конца ноября 1943 года. <…> Последний вылет, продолжительностью 25 минут, совершил 26 февраля 1944 г. летчик Базлов. Дальнейшие полеты прекратили в связи с необходимостью замены лакокрасочного покрытия и частичной замены фанерной обшивки. Так как самолет не был списан, регламентные работы на нем продолжались до 20 апреля 1944 г. (согласно последней записи в формуляре).
То есть Еремин уже с сентября 1943 летает на другом самолете, и Головатый об этом или не знает, или его это не беспокоит. И самолет хотя и требует ремонта, но вовсе не списан, как об этом любят рассказывать.
Тем не менее Головатый пишет Сталину не то, что телеграмму, а очень немаленькое послание, с просьбой разрешить купить новый самолет.
Обращаюсь к Вам с просьбой, Иосиф Виссарионович. Прошу дать мне возможность приобрести истребитель самой последней конструкции и лично вручить его майору Еремину.
Судя по всему, предполагается, что без разрешения Сталина вносить деньги в «Фонд обороны» было запрещено.
Сталин слов на ветер не бросает.
Как следует из рассказов, на это раз мёдом не обошлось (возможно, год для пчел был неурожайным), и Головатому пришлось расстаться с частью имевшегося скота, а также привлечь к покупке самолета родственников и односельчан.
И, естественно, призыв Головатого отдать Родине все свои сбережения, не остался без ответа. Тем более, что агитаторы не дремали:
Нет сомнения в том, что этот прекрасный патриотический призыв Ферапонта Головатого будет услышам колхозниками как в глубоком тылу страны, так и во вновь освобожденных от гитлеровцев областих. Средства, добровольно вносимые трудящимися для дела победы, продолжают поступать непрерывных потоком, и онн послужат Красной Армии для ускорения разгрома врага, для ускорения победы <…>.
Так что денег на покупки товаров по коммерческим ценам у селян поубавилось.
Вы верите в такие совпадения? Лично я не очень.
И даже если одновременное проведение этих двух мероприятий не было связано с желанием отсечь крестьян от коммерческой торговли, моё утверждение о том, что вся эта тема с самолетами является составной частью денежной реформы, прямо подтверждается запиской Я.И. Голева (Председателя Правления Госбанка СССР) В.М. Молотову от 01.04.1946:
Специальные финансовые мероприятия, проведенные в годы войны - военный налог, военные займы, денежно-вещевые лотереи, взносы населения в фонд Красной Армии и в фонд обороны, оказали положительное влияние на денежное обращение, сдерживая размеры и темпы эмиссии.
Что не умаляет заслуг Ф. Головатого, у которого как раз излишних денег особо и не было.
О первом самолете: