Первый фотосалон открылся в Самаре в 1851-м – в год образования новой губернии. Принадлежал шведскому подданному Оскару Якобсону, находился на Алексеевской площади в доме Головачева.
Рекламное объявление фотографа в «Самарских Губернских Ведомостях» сообщало: «Якобсон, из Швеции, оптик и фотограф, сим честь имеет отрекомендовать себя, что он делает нижеследующие фотографические портреты: на бумаге, стекле и на клеенке. По новейше изобретенному способу, задачею которого есть в нескольких секундах, посредством химии и оптики, воспроизвесть всякого рода видимые предметы и в особенности портреты (за сходство которых он ручается).»
Пользовались ли спросом предлагаемые «портреты», неизвестно, а следующее упоминание об открытии фотографических заведений относится уже к 1866-му году, когда разрешение губернатора Б.П. Обухова на выполнение фоторабот оформили коллежский секретарь Петр Михайлович Панафидин и прусский подданный Август Бах.
Дальше процесс пошел быстро – новые фотоателье открывались ежегодно, причем фотографами становились лица самых разных званий и сословий – титулярные советники, коллежские асессоры, иностраннные подданные, свободные художники, мещане, купцы, дворяне и крестьяне.
В июле 1880-го фотомастерскую на улице Панской (Ленинградской) открыл перебравшийся в Самару харьковский мещанин Александр Петрович Васильев - и почти сразу же его заведение стало известным, популярным и недосягаемым для конкурентов. А. П. Васильев был , что называется, профессионалом высокого класса и «трудоголиком».
Помимо огромного объема частных работ, выполнял городские заказы – изготовление в 1886-м году огромной фотопанорамы к 300-летию Самары, позже – фотоальбома «Пребывание императора Николая II в Самаре». За фото, представленные на Всероссийской выставке 1889-го года в Москве, был награжден золотой медалью.
Разместившаяся первоначально на Панской мастерская Васильева вскоре «переехала» на главную – нарядную и престижную - улицу Дворянскую, где банки, нотариальные конторы и публичные библиотеки соседствовали с модными магазинами, выставочными залами, ресторанами и кондитерскими.
Помимо дорогого заведения для фешенебельной публики, в 1894-м году Александр Васильев открыл еще одну фотографию – так называемую «дешевую» для простого люда. Находилась она на улице Москательной (Льва Толстого) в купленном к тому времени собственном доме.
Отстроенный прежним владельцем – мещанином П.Я. Огрызковым – двухэтажный особняк имел асимметричную композицию с двумя выступами-ризалитами, завершенными парапетными стенками.
В первом этаже лучковые оконные проемы завершены сандриками той же формы с замковыми камнями и объединены поясками в уровне пят перемычек. Простенки заполнены прямоугольными филенками и поясками сухариков. Подоконное пространство оформлено поясом ниш. По крайней правой оси находилась прямоугольная проездная арка, по левой – два входных проема. Цоколь особняка был облицован белым камнем.
Разделяет этажи карнизный пояс с сухариками. Полуциркульные оконные проемы второго этажа обрамлены широкими наличниками с сухариками и замковыми камнями, простенки декорированы сужающимися книзу плоскими пилястрами с нишами. Ризалиты выделены пилястрами – рустованными в уровне первого этажа и двойными спаренными с фигурными капителями во втором. Венчает здание карниз с фризовым поясом, украшенным поребриком, нишами-ширинками, зубцами-дентикулами и сухариками, а так же треугольными фронтонами с лепными кольцами над пилястрами ризалитов.
На рубеже веков нарядный особняк с «народным» фотографическим заведением вновь сменил владельца. Причиной стал развод Александра Васильева с первой женой.
По отзывам друзей фотографа, «Евдокия Петровна, очень красивая и легкомысленная… занималась только нарядами, прогулками и больше ни во что не вникала».
Сложно, конечно, представить, как супруга известного фотографа, прожив с мужем в Самаре двадцать лет, в солидном по тем временам возрасте вдруг чрезмерно увлеклась нарядами и преисполнилась легкомыслия – но так или иначе, Александр Васильев после развода сразу женился вторично, а Евдокия Петровна при расставании получила дом на Москательной с «фотографическим заведением», продолжавшим работу уже под ее именем.
Вопреки «легкомысленным» характеристикам, проявила себя отличной хозяйкой и успешной бизнес-леди – в 1900-м году пристроила к дому стеклянную галерею для фотопавильона и возвела в глубине усадьбы еще одно двухэтажное здание «в кирпичном стиле».
Как сложилась дальнейшая судьба Евдокии Васильевой и долго ли работала ее фотомастерская, сведений нет. Известно, что усадьба до революции повидала еще двоих владельцев – мещанина Г.В. Варакина, затем дворянина Н.А. Самойлова, а в 1922-м году перешла в муниципальную собственность.
Сейчас фото из мастерских Евдокии и Александра Васильевых часто встречаются на аукционах.