Найти тему

Еще одна статья о несправедливости истории путешествий и географических названий

Итак, несколько дней назад мы с вами проследовали путем Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга. А несколько месяцев назад у нас была публикация про Семена Дежнева. Именем последнего назван мыс на северо-востоке нашей страны на берегу пролива, который назван именем первого. Но по классической версии Дежнев даже и не думал направляться к берегам Америки, а Беринг каким-то образом во время своей Первой Камчатской экспедиции в тумане не заметил американских берегов. А вот имена Михаила Гвоздева и Ивана Федорова, которые как раз-таки первыми из европейцев и жителей азиатской части России достигли американских берегов, известный буквально единицам. И это уже истинные знатоки географии.

А дело было так. Летом 1732 года из уже знакомого нам по многочисленным публикациям о Камчатке Большерецкого острога вышло судно "Святой Гавриил". Его команда насчитывала менее 40 человек. А задача была найти землю к востоку. Командование экспедицией было возложено на уже больного цингой Ивана Федорова, а еще помощником, ответственным за картографию, был Михаил Гвоздев.

Река Большая, Камчатка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Река Большая, Камчатка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В некоторых источниках можно прочитать, что путь до мыса Анадырский нос (ныне мыс Чукотский) занял буквально 11-12 дней. Лично мне такая скорость кажется ну абсолютно фантастической для того времени. Давайте взглянем на карту:

Усть-Большерецк - мыс Чукотский. Яндекс.Карты
Усть-Большерецк - мыс Чукотский. Яндекс.Карты

Итак, даже если соединить точки прямыми отрезками, то расстояние получится около 2600 км. Соответственно, чтобы преодолеть его за 12 дней необходимо в день делать по 200 км. То есть средняя скорость при 24-часовом режиме должна составить около 9 км/ч. Теоретически это, конечно, возможно. Ну да не будем так уж придираться к датам.

17 августа мореплаватели достигли острова Ратманова - одного из островов Диомида.

Указатель на острове Ратманова. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Указатель на острове Ратманова. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

С погодой морякам в этот раз повезло и на востоке они отлично видели оконечность Аляски, куда и направились после беседы с эскимосами. Более-менее достоверно задокументировано, что они достигли мыса Принца Уэльского. Вот эта точка на карте:

Берингов пролив, мыс Принца Уэльского на карте. Google.Карты
Берингов пролив, мыс Принца Уэльского на карте. Google.Карты

А вот эти места на фотографии:

Мыс Принца Уэльского, Аляска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мыс Принца Уэльского, Аляска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Возвращаясь назад, экспедиция еще и закартографировала остров Кинг у побережья Аляски.

Остров Кинг. Яндекс.Карты
Остров Кинг. Яндекс.Карты

Кстати, один из островов Диомида потом определенное время назывался островом Гвоздева.

Дальнейшая судьба Гвоздева достаточно драматична. По ложному доносу он был взят под стражу и отправлен в Тобольск. Было это еще в 1735 году.

Тобольск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тобольск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Разбирательство растянулось на 4 года. После этого Гвоздев оказывается в моем родном Иркутске, а потом снова на востоке, где в составе одной из экспедиций картографирует восточное побережье острова Сахалин. Один из мысов там носит его имя.

Удивительно, но на Яндекс.Картах нет этого объекта, а вот Google.Карты дают его местоположение.

Мыс Гвоздева. Google.Карты
Мыс Гвоздева. Google.Карты

Вот такая относительно неизвестная страница истории. Спасибо, что читаете мой канал. До встречи на новых публикациях!