Найти в Дзене
Кинопоиск

«Беглец»: Джерард Батлер на разогреве у «Переводчика»

За неделю до выхода нового фильма Гая Ричи в российский прокат выходит кино с похожим сюжетом и большим бюджетом (на 20 миллионов!). Рассказываем, каким получился пустынный экшен Рика Романа Во с Батлером.

Том Харрис (Джерард Батлер), оперативник ЦРУ, взятый напрокат у МI6, прямо под носом у иранских военных закладывает в пустыне взрывчатку. Вскоре подземный ядерный реактор взлетает на воздух («Слава Аллаху, почти вся радиация осталась внизу», — на всякий случай говорит один из героев). Харрису вроде уже пора на самолет в Лондон, к жене, которая хочет развода, но по-прежнему беспокоится о муже, и к дочке, у которой скоро выпускной. Пока рейс откладывают, появляется новое задание от коллеги по имени Роман (австралиец Трэвис Фиммел из сериалов «Воспитанные волками» и «Викинги»).

Выпускной дочери забыт. Харрис летит в Афганистан, где в городе Герат его ждет прибывший из Бостона американизировавшийся афганец-переводчик Мо (Навид Негабал из сериала «Родина»). Но планы снова резко меняются: иранцы уже в курсе, кто взорвал их атомный объект. Теперь Харрису и Мо надо сломя голову ломиться в Кандагар, где их могут забрать и отвезти в Америку меньше чем через 30 часов. Расстояние всего в 600 километров, но по прямой ехать нельзя, тем более что гонятся за ними все кому не лень: и спецслужбы Ирана во главе с печальным усачом (Бахадор Фолади), и пакистанский разведчик на черном мотоцикле, Кахил (Али Фазал из «Виктории и Абдула»), и помогающие ему афганцы.

Звучит знакомо? Конечно! Все это до неприличия похоже на «Переводчика» Гая Ричи, который вскоре тоже выходит в российский прокат. Различия минимальны: здесь англичанин спасает афганца, там — афганец спасает англичанина. При этом «Беглец» (в оригинале все же «Кандагар») — первый высокобюджетный американский фильм, снятый в Саудовской Аравии (Ричи доехал только до Испании).

Рику Роману Во не впервой работать с Батлером: в их совместной фильмографии уже были экшен на стыке с фильмом-катастрофой («Гренландия», в которой Батлер спасает семью от озверевших людей, пока к Земле летит комета) и олдскульный боевик («Падение ангела», триквел франшизы про неубиваемого агента секретной службы Майка Бэннинга). До этого Во дважды выступил в жанре тюремной драмы (удачный «Преступник» со Стивеном Дорффом и Вэлом Килмером и чуть менее удачный «Выстрел в пустоту» с Николаем Костером-Вальдау). Между ними затесался «Стукач», где Дуэйн «Скала» Джонсон внедрялся в мафию, чтобы спасти сына. То есть, как можно догадаться, фильмы Во не отличаются особой оригинальностью.

   Джерард Батлер
Джерард Батлер

Вот и в «Беглеце» съемки стрельбы и погонь удались не хуже, чем у Питера Берга времен «Королевства» и «Уцелевшего», а драматические сцены, наоборот, оставляют желать лучшего. В этом смысле фильм точно нельзя поставить на одну доску с «Кавалерией» Николая Фульси и «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» Майкла Бэя. А до вехи «ближневосточного экшена», снятой Кэтрин Бигелоу («Цель номер один»), ему как герою Батлера до Америки. С другой стороны, все штампы картины (непростой диалог с женой, задушевные мужские разговоры под пулями и медитация на фотографии детей, желательно у костра) — такая же часть фильмов в жанре спецназ-экшена, как взрыв, снятый в рапиде. Не обошлось и без непременных переживающих цэрэушников, следящих за маршрутом героя в Лэнгли с возгласами «Мне все больше нравится этот парень!». Нельзя забывать и об очевидном влиянии вестерна: центральная схема с погоней по пустыням взята именно оттуда.

Неудивительно, что на Rotten Tomatoes «Беглец» пока набрал скромные 38% «свежести». Фрэнк Шек из The Hollywood Reporter пожелал Батлеру не стать с возрастом одним из актеров из 17-й части «Неудержимых». Майкл О’Салливан из The Washington Post поставил фильму две звездочки из пяти, резюмировав: «„Беглец“ не намного хуже, чем „Крушение“ (предыдущий фильм Джерарда Батлера. — Прим. ред.). Просто когда сравниваешь его с „Переводчиком“, чувствуешь себя даже не разочарованным, а преданным».

   Навид Негабан
Навид Негабан

И даже если вынести за скобки вторичность концепта и злоупотребление общими местами, нам есть что предъявить «Беглецу». Для фильма, заявленного как боевик, тут многовато воды (бесконечная экспозиция, которая зачем-то знакомит нас с дюжиной героев, которые вскоре будут пущены в расход) и всего четыре зрелищные экшен-сцены, к тому же одна из них — поединок Батлера с вертолетом — снята в полной темноте!

Сценарий «Беглеца» на основе собственного опыта писал бывший работник ЦРУ со звучным именем Митчелл ЛаФорчун, и — любопытная деталь — непременный ура-патриотический пафос здесь разбавлен ложкой дегтя, справедливой критикой в адрес американцев из уст переводчика Мо (впрочем, в рамках приличий). А в целом это типичный фильм с Джерардом Батлером, делающим свою непростую мужскую работу все с тем же стоическим выражением лица. Как и Лиам Нисон, вот уже 10 лет он снимается в проектах то получше, то похуже, но все они уверенно находят своего зрителя, которому определенно безразлично ворчание критиков.

Автор: Дмитрий Карпюк