Найти тему

Коды и смыслы архитектурного модерна

Модерн возник как отклик на промышленную революцию с одной стороны, и поиск нового, усталость от классики, симметрии, строгости с другой стороны. В конце XIX века промышленный прогресс, уровень образования, рост благосостояния среди купцов и фабрикантов породил подъем в творчестве, искусстве, архитектуре. И мы видим это не только в России.

Самые популярные философские и психологические теории конца XIX века также помогли формированию модерна как европейского стиля. Психоанализ Фрейда, его теория бессознательного, анализ сновидений и скрытых мотивв находит свой отклик в искусстве, и мы видим интерес ко всему таинственному, скрытому, идущему из глубин подсознания. И не случайно,
многие творения модерна – это как воспроизведение самых красивых снов.
Достаточно, зайти в особняк Рябушинского, посмотреть на декор гостиницы Метрополь или доходные дома Кекушева. Такое ощущение, что художник рвет с навязанными классическими правилами и наконец-то дает возможность проявиться фантазии.

Итак, к XX веку модерн пришел в западный мир (югендстиль в Германии / сецессион в Австрии / тиффани в Америке / ар-нуво во Франции / либерти в Италии / модерн стайл в Англии / модерниссимо в Испании).

Это стиль романтический, иррациональный, полный всего загадочного. Но и очень недолговечный. Его так иногда и называют «мимолетный стиль». Он был прерван первой мировой, показавшей миру, что красивые сказки долго не длятся. После этой войны мы практически не наблюдаем новых зданий, построенных в духе модерна. На смену ему пришли авангард и конструктивизм.

Модерн в архитектуре очень узнаваем. И что прекрасно, здания модерна дошли до нас практически в изначальном состоянии. Только внутренние интерьеры часто страдали, стилистически не совпадая с коммунистической повесткой.

Как же отличить модерн от других стилей:
Самое простое: если вы видите очень красивое здание причудливой ассиметричной формы с декором, мозаикой, майоликовым панно и маскаронами (скульптурные украшения в форме головы человека или животного), то скорее всего вы около богатого особняка модерна.

А теперь по пунктам:
1. Асимметрия. Здания в духе модерна редко симметричны (хотя и такие встречаются). Связано это с тем, что архитектор модерна идет от комфорта и красоты внутреннего содержания дома, и пытается связать интерьер с внешним фасадом (фото 1). А это редко получается уложить в строгую симметрию. Потом в природе ведь нет строгой симметрии, а модерн не должен ей противоречить.

Фото 1. Особняк Кекушевой на Остоженке. Архитектор Л.Кекушев
Фото 1. Особняк Кекушевой на Остоженке. Архитектор Л.Кекушев

2. Природный декор здания. Часто мы видим причудливые растения, мифические существа, подводный мир, птиц и зверей (фото 2). Живая природа вплетена в модерн. Даже самое строгое здание будет иметь либо ограду, либо панно с тонким растительным рисунком или изображением животного мира. Помните фантастические входы в метро в центре Парижа? (фото 3) Эти растительные мотивы ар-нуво, созданные Эктором Гимаром.

Фото 2. Фасад доходного дома церкви Троицы на Грязех («Дом со зверями»). Архитекторы Л.Кравецкий, П.Микини, художник С.Вашков
Фото 2. Фасад доходного дома церкви Троицы на Грязех («Дом со зверями»). Архитекторы Л.Кравецкий, П.Микини, художник С.Вашков
Фото 3. Вход в метро в центре Парижа
Фото 3. Вход в метро в центре Парижа

3. Маскароны и лорелеи (фото 4). На многих домах модерна можно увидеть горельефные изображения людей. Часто это голова женщины – лорелея. Характерно, что в основном эти лица грустные или задумчивые. Как будто предчувствуют, что эта прекрасная эпоха с красивыми домами, творческими вечерами и художественными выставками скоро будет прервана мировой катастрофой.

Фото 4 Одни из самых красивых лорелей на фасаде доходного дома Рахманова на Покровке
Фото 4 Одни из самых красивых лорелей на фасаде доходного дома Рахманова на Покровке

4. Майоликовые панно (фото 5). Русский меценат Савва Мамонтов создал в своей усадьбе «Абрамцево» знаменитый завод майолики. Именно абрамцевская майолика сохранена на фасадах Метрополя, особняков Рябушинского, Соловьева, Якунчиковой.

Фото 5. Панно «Поклонение природе» на фасаде гостиницы «Метрополь»
Фото 5. Панно «Поклонение природе» на фасаде гостиницы «Метрополь»

5. Плавные текучие формы, так называемая линия модерна. На фото вверху изображена вышивка, которую чаще всего называют «Удар бича» (фото 6). Это творение немецкого художника-декоратора Германа Обриста воплощает практически все принципы модерна: динамика и замысловатость линий, растительные мотивы, стилизация. Этой линии часто придерживались в своих постройках архитекторы модерна.

Фото 6. «Удар бича». Рисунок-вышивка Германа Обриста
Фото 6. «Удар бича». Рисунок-вышивка Германа Обриста

Помните испанские дома Гауди (фото 7)? Такое ощущение, что в них нет ни одной линии под прямым углом. И хотя иногда мы видим вполне геометрически строгие особняки, достаточно посмотреть на их ограду, внутренний декор (фото 8) или лепнину, чтобы уловить влияние модерна и увидеть эту линию.

Фото 7. Фасад Casa Batllo в Барселоне
Фото 7. Фасад Casa Batllo в Барселоне
Фото 8. Лестница-волна в особняке С.Рябушинского
Фото 8. Лестница-волна в особняке С.Рябушинского

6. Большое окно как центр композиции. Модерн тяготеет к большим пространствам и свету. Часто в особняках и доходных домах эпохи модерна мы видим большое округлое окно с красивыми перегородками или рисунком, которое как бы задает ритм зданию. Сразу на память приходит окно в особняке Дерожинской (фото 9), возможно самое большое в Москве.

Фото 9. Особняк А.Дерожинской
Фото 9. Особняк А.Дерожинской

7. Светлые природные тона. Большинство домов чистого модерна созданы в светло-зеленой, голубой, песочной гамме (фото 10,11). Но, конечно, там, где мы видим эклектику, возможны красные, темно-серые тона и контрастные сочетания.

Фото 10. Доходный дом Г.Бройдо
Фото 10. Доходный дом Г.Бройдо
Фото 11. Городская усадьба Беляева
Фото 11. Городская усадьба Беляева

8. Скульптурные фризы,которые часто тянутся вдоль всего фасада, погружают в морское царство, лесную чащу, творчество муж и весьма откровенны. В 1909 году русский символист Валерий Брюсов писал: «На месте флигельков восстали небоскрёбы, и всюду запестрел бесстыдный стиль – модерн…». Разглядывая скульптурные фризы московских зданий, понимаешь, почему именно такое определение дал этому стилю поэт (фото 12, 13).

Фото 12. Скульптурный фриз на особняке Коншиной
Фото 12. Скульптурный фриз на особняке Коншиной
Фото 13. Скульптурный фриз на доходном доме Туркестановой
Фото 13. Скульптурный фриз на доходном доме Туркестановой

9. Природные материалы в интерьере: много дерева, камня, керамики (фото 14).

Фото 14. Интерьеры особняка П.Смирнова
Фото 14. Интерьеры особняка П.Смирнова

Это основные отличительные черты такого революционного для своего времени стиля как модерн. Он возник на рубеже веков, в переломный исторический момент, сломал классические и устаревшие правила, показал, каким может быть творчество, если дать ему глоток свежего воздуха. Прожил модерн совсем недолго, но сохранился в прекрасном виде до наших дней. Наверно потому, что даже самые жесткие идеологи не могли не оценить этой ускользающей красоты.

Больше деталей о развитии архитектурных стилей и больше историй о московских домах можно найти на моем телеграмм-канале "Сны московского модерна" https://t.me/LF6qVVxGBzBhNWIy