Вот этот разрушающийся домик, окруженный гаражами и скрытый за типовым домом - это и есть мастерская Исаака Левитана, который работал здесь с 1889 года, вплоть до самой смерти в 1900 году.
Не только мастерская, но и дом. И художника выгоняли из его дома. В сентябре 1892 года из Москвы указом генерал-губернатора города Великого князя Сергея Александровича (брата императора Александра III) в 24 часа депортировали 20 тысяч евреев. В том числе и известного на всю страну живописца, как "лицо иудейского вероисповедания". Это вызвало возмущение у многих художников во главе с Поленовым и Серовым, а так же у купечества. В итоге Левитан вернулся в свою обитель творчества.
Место для работы и жизни было идеальным. Дом окружала сирень, а вид открывался на Кремль. (тогда ещё пейзаж не перекрывали высотные здания). Но главное, в здании были высокие потолки, сделанные как раз для живописца.
Дело в том, что изначально здание являлось оранжереи в усадебном саду купцов Морозовых. Сергей Тимофеевич Морозов (брат легендарного Саввы Морозова) являлся фанатом творчества Левитана. Более того, он настолько вдохновился пейзажами живописца, что и сам пробовал писать картины. Правда, получалось не самым лучшим образом. Когда он узнал, что его кумир не имеет ни то что мастерской, а крова над головой, то повелел перестроить оранжерею под мастерскую.
Перестройкой занялся архитектор Дриттенпрейс. Делает нижние этажи жилыми, а верхние надстраивает более высоким потолком, и, чтобы скрыть изменения, добавляет в визуальный облик фасада наличники и кокошники в русском стиле. Верх же здания увенчался башенкой с флюгером-стрелой. Высота потолков мастерской наконец позволила Исааку Левитану, который ранее ограничивал себя камерными полотнами, писать крупноформатные картины. Здесь, в Трехсвятительском, были им написаны картины: «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро».
В мастерской живописца навещали его друзья А. П. Чехов, Ф. О. Шехтель, Ф. И. Шаляпин, М. В. Нестеров, Л. О. Пастернак, и, разумеется, коллекционеры Третьяковы. Любопытно, что сюда к Левитану однажды заглянул и тот самый градоначальник, великий князь Сергей Александрович с супругою великой княгиней Елизаветой Федоровной. Иронично, но факт.
Кстати, Антон Павлович навещал Левитана не только как друга, но и своего пациента. Посещения явно давались тяжело. Еще в марте 1897 года доктор Чехов, осматривая Левитана, записал: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук… ». И чуть позже, в другом письме: «Художник Левитан, по-видимому, скоро умрет, у него расширение аорты». Увы, но он был прав в своём диагнозе. Левитан умер в 39 лет...
К столетию со дня рождения мастера, 30 августа 1960 года, было официальное решение исполкома Моссовета "Об организации в доме Левитана Студии изобразительного искусства" как филиала Третьяковской галереи, которому предполагалось присвоить имя великого художника. Решение, тем не менее, осталось лишь на бумаге, а помещения флигеля отдали мастерским Художественного института им. В. И. Сурикова. Хоть на доме появилась мемориальная доска Левитану, но ротонда постепенно обрастала гаражами, а половина флигеля была разобрана.
Недавно здание было продано, и в нём планируют сделать выставочную галерею. Надеюсь, что это в скором и случится.
Фото для статьи взяты из свободного доступа в интернете, а так же с сайта pastvu.com