Найти тему
Нетопырь читает Ваху

«Рыцари Макрагга» Ника Кайма: этот долгий путь домой

Большие лояльные парни в доспехах бывают разными: есть колоритные этноребята, есть чуваки на стиле, есть такие «защитники человечества», что с ними и врагов не надо… а есть Ультрамарины. Опять же, среди Ультрамаринов есть разные астартес — а есть Катон Сикарий. Собственно, сегодня у меня немного очень личного мнения о романе Ника Кайма «Рыцари Макрагга» как раз о Катоне Сикарии и его сподвижниках.

Роман Ника Кайма «Рыцари Макрагга» на добрую половину — фактически роадстори о том, как затерявшийся в варпе корабль Катона Сикария наконец-то вышел из варпа и вернулся в Ультрамар. Самого Макрагга там, к слову, не будет, зато будут Ультрамарины, будет извечный конфликт примарисов и карланов, будут смертные граждане Ультрамара… ну, и без демонов варпа и ксеносов, понятное дело, не обойдется. Причем начнется действие именно с турнира по боевым искусствам, который устроили, чтобы астартес не закисали в бездействии, и трения между примарисами и карланами этот турнир покажет во всей красе. Впрочем, роман посвящен не трениям: они будут только изредка мелькать и в итоге окажутся сглажены, примарисы вольются в Ультрадесант.

К творчеству ноттингемского писателя и главреда БЛ Ника Кайма в комьюнити бывает скептическое отношение. Стоит заметить, что со времен первых романов о Саламандрах Ник хорошо прокачался в писательском мастерстве, и драматургия «Рыцарей…» неплохо простроена. Сюжет развивается линейно, без ответвлений, есть линия смертных — леди Веты, летописца, и ультрамарских ауксилиаров, и линия Сикария и астартес, но они тесно связаны. Также неплохо прописаны персонажи. У каждого есть определенная мотивация, определенные черты, речевые характеристики, к счастью, более-менее сохраненные в переводе. Действие развивается динамично, так что роман сам по себе — вполне увлекательное чтиво.

Катон Сикарий. Худ. Aldin Viray
Катон Сикарий. Худ. Aldin Viray

Но, боги, я очень быстро начала по-настоящему сочувствовать Жиллиману (нет, в романе он не появится). В какой Ультрадесант он вернулся… Вспомним ересевых Ультрамаринов. Сколько усилий Жиллиман прилагал, чтобы их социализировать, приучить к мысли о грядущей работе в мирных условиях бок о бок с неулучшенными людьми. Да, это выливалось в комичные ситуации (рассказ о гражданке, флиртующей с астартес, да-да), иногда приобретало оттенок формализма (в «Не ведая страха» упоминается, что смертным ауксилиарам прямо-таки выдавали друзей-Ультрамаринов — или наоборот?), и все же Ультрамарины были в первую очередь людьми. Улучшенными. И художка зафиксировала прекрасное сотрудничество и дружбу их со смертными. Не то дело в «Рыцарях Макрагга». Леди Вета жалуется, что чувствует себя одинокой, так как Ультрамарины практически лишены человечности. Сами Ультрамарины чувствуют себя совершенно отдельными от людей существами. Их заносчивость, сословная спесь, особенно во второй части, бросаются в глаза. Из настоящих наследников жиллимановских Ультрамаринов, пожалуй, можно назвать только самого Сикария — остальные с трудом понимают, что такое «дипломатичность», и то ему требуются консультации леди Веты, чтобы понять человеческое общество, и другого старого знакомца — Сципиона Воролана.

Очень показательна в этом смысле сцена с матросским бунтом. Причем смертный офицер совершенно искренне не понимает, в чем его причина — матросы, что с них взять. В этом эпизоде Воролан показал себя наиболее человечным и здравомыслящим вообще из персонажей.

В варха-художке нередко муссируется мысль, что любые протестные движения — это следствие либо влияния варпа, либо деятельности культов генокрадов. Кайм показал себя, надо сказать, на высоте по части более глубокого понимания. У матросов была серьезная причина для бунта плюс откровенно жестокие действия надзирателей. Так же, как и в современности никакой протестный движ не возникает на пустом месте, потому что «провокаторы», «засланцы» или «не тот народ», — всегда есть реальные причины. Но вот само течение и итоги протестов зависят от того, кто их возглавит: честные, скажем, профсоюзные лидеры или беспринципные проходимцы. В «Рыцарях…» был честный лидер, и Воролан называет его верным слугой Императора, но были и поддавшиеся влиянию Хаоса, переродившиеся группировки. В итоге вышло реалистично.

А вот эпизоды с Хаосом и демонами, на мой взгляд, получились затянутыми. Не то чтобы они очень длинные — просто они почти не двигают сюжет. Да и сцену с навигатором можно было бы сократить вдвое, она бы ничего не потеряла. Правда, Кайм от души нагнал гримдарка, и сцены эти вышли очень колоритными. Заодно лишний раз показал отвагу, героизм и мужество Ультры.

В поздних книгах у Кайма проявилось стремление прописывать «заклепки», технические и бытовые подробности, и это радует. Миграция в сторону «чистой» научной фантастики определенно пошла роману на пользу, к тому же у действий Сикария появилось четкое и внятное обоснование, а не просто «пыщ-пыщ, долг Императору зовет!!11»

Технодесантник восхитителен )) и с ним связана почти детективная интрига.

Книга делится на две части: приключения в космосе и приключения на планете. Чтобы не спойлерить, могу сказать одно: на планете Ультрамаринам — тем, кто высадился, — опять придется проявить себя как могучим воинам, причем с извечным врагом (одним из, вы сами все увидите). А еще от них потребуется дипломатичность, и вот тут на высоте — один Сикарий. Любопытно, что астартес, по-видимому, мало разбираются в обществоведении. То, что планета когда-то была имперской, понятно, так как ее жители пользуются понятным готиком. К слову, язык за несколько столетий должен был измениться куда сильнее — попробуйте сейчас прочитать «Повесть временных лет» без перевода, но допустим. Однако только леди Вета заметила, что с обществом и системой управления на планете что-то очень сильно не так, очень заметно отличается от нормальной феодальной системы. И опять-таки плюсик в авторскую карму Кайму, что он вообще обратился к законам общественного развития: многие даже маститые фантасты их почему-то игнорируют.

Некрон. Худ. brushray
Некрон. Худ. brushray

По итогу самыми симпатичными персонажами оказались уже упомянутый Сципион Воролан — впрочем, он мой любимец еще с «Долга Ордену», и Нехебкау. Хоть он и антигерой, по сути, антагонист, но его мотивация не эгоистичная и очень понятная.

Итак, эта книга понравится: любителям социальной и фантастики «заклепок»; поклонникам Ультрамаринов; ценителям динамичных боевок и этических конфликтов; тем, кому интересны драматичные приключения хороших людей.

Эта книга не понравится тем, кому, вероятно, надоели те самые большие парни в доспехах и боевки и хочется больше других фракций или «маленьких людей».