Найти тему
Don Carcharo

«Проклятие. Посвящение» (2023). Страх монахинь

«Consecration», адаптировано локализаторами как «Проклятие. Посвящение» с целью ложной привязки к небезызвестным «Проклятиям Монахини» из франшизы «Заклятия». Но никаких проклятий, заклятий и прочего в фильме нет и в помине, а сам он несказанно далёк от сверхъестественных попкорновых хорроров на скримерах. Верным же переводом, но не настолько завлекательным, было бы даже не просто «Посвящение», а именно латинская «Консекрация» как обряд посвящения вещи или лица на служение Богу.

Британец Кристофер Смит — один из самых эффектных жанровых режиссёров и сценаристов нулевых, к тому же очень разноплановый. В его портфолио есть и бодрый низкобюджетный хоррор про мутанта в метро — Крип (2004), и безбашенная чёрная комедия — Корпоративка (2006), и жестокий религиозный детектив в сеттинге средневековой Европы, охваченной эпидемией чумы — Чёрная смерть (2010). Основной же стезёй Смита чаще всего считают лихо закрученные фильмы-головоломки на основе искажённой хронологии с мощным финальным твистом. Это и его главный хит Треугольник (2009), и менее известный Обход (2016). Именно к последней категории относится свежая Консекрация. И последняя треть фильма будет действительно неожиданной и практически непредсказуемой, но насколько в целом это складное кино?

-2

В центре сюжета находится, исполненная Дженой Мэлоун, офтальмолог Грейс, которая пытается раскрыть тайну смерти её брата-священника в захолустном шотландском монастыре, где главную героиню и зрителя будут кошмарить местные монахини, представляющие из себя не то еретический инфернальный культ, не то прячущуюся под лоном официальной церкви тоталитарную секту, промывкой мозгов доводящую людей до безумия. Некоторые из них ещё и имеют склонности к самовредительству, что подаётся в качестве основных шокирующих аттракционовых моментов картины.

Параллельно развёртываются многочисленные флэшбеки детства Грейс и её брата, проведённого под жутким давлением отца, религиозного фанатика и семейного тирана. Однако, первоначально кажущаяся топорной антиклерикальной агиткой, Консекрация в итоге окажется несколько глубже и неоднозначнее, а финальные события позволят максимально вольную моральную трактовку.

-3

Это предельно визионерское кино, буквально упивающееся как утопающими в тумане сооружениями эпохи средневековья, так и физиологически детальными повреждениями человеческого тела. "Прыжок веры" с не всегда благоприятным для физической оболочки исходом так и вовсе основной сюжетный компонент. А кровь, густо пролитая на белоснежные монашеские одеяния – эстетическая вершина, которой уделена добрая половина хронометража.

Смакуется и психопатологическая игра, будь то травмированная "познанием" грязного мужчины блаженная монашка, решительная фанатичная настоятельница или "одержимый" отец главной героини. И одержимый он не просто так — именно со сцены с заключенным батей начнётся финальный сегмент, полный чертовщины (но чертовщины ли?). Психическая нездоровость относится и к перформансам героини Джены Мэлоун, которая из пытающегося добраться до истины скептика переходит в состояние глубокого отчаяния, вот только переход этот оказался слишком быстрым, точнее недостаточно сюжетно обоснованным.

-4

В этом и кроется главная проблема фильма. Его можно условно разделить на три чётко очерченные части: классическое детективное вступление, галлюциногенная хоррор-середина и продолжительная развязка с открытием всех секретов. И первые две "части" непозволительно коротки, а стыки между ними неровные. Крючков на развязку для внимательного зрителя будет раскидано много, но привлечь это внимание особо нечем. Нескольких пророческих трипов и обрывочных воспоминаний прошлого главной героини не хватает, чтобы её эмоциональное состояние в итоге настолько переменилось.

Создаётся впечатление будто выкинуто минимум пол часа хронометража.
Консекрация стремительно несётся к оглушительному твисту уже только-только закончив экспозицию, забывая, что между ними должны быть раскиданы загадки и попытки эти загадки решить, ведущие к ещё большему запутыванию. Без прелюдии ключевое действие в итоге полноценно не срабатывает, и от этого картина может показаться простым и банальным хоррором с режущимися монашками, но она не простая и не банальная. Нескладная, да. Отдельные же трактовки происходящего навевают истинный апокалиптический ужас, причём для этого абсолютно не нужны километровые цунами и падающие самолёты, как в работе этого года от другого любителя твистов, М. Найта Шьямалана со Стуком в хижине. Просто использование религиозных сюжетов должно быть грамотным.

Другие статьи на тему: