Автор Лилия Ким
«Если я в 40 лет начну писать сценарии – какие гарантии, что они будут успешны?» - спроцировали тут меня на супер лонгрид, но обещаю – много интересного, неожиданного и супер вдохновляющего для всех на примере сценарного рынка.
Короткий ответ про гарантии: конечно же никаких. Вообще. Никаких совершенно гарантированных гарантий «успеха» - если начать делать что угодно в 40 или сразу после школы – нет. Шансы – да, есть у всех, а гарантий – ни у кого.
Если же оставаться с предложенным примером – про сценарии – давайте сначала определим, что такое «успешный».
Финансово (уровень жизненного комфорта, полученный автором в результате своих усилий)? Масштаб славы (знают коллеги – ценители – вообще все)? Признание коллег (награды)? Признание зрителей? (культовый фильм, знают и цитируют в разных странах, герой – икона, люди его косплеят и выбирают как ролевую модель) Ощущение глубокого личного удовлетворения, счастья и благодати от своей работы? Вера, что сделал что-то значимое? Оставил наследие?
Как его зовут? Кто сам не профессиональный автор и может назвать его имя? Как видите даже в его случае – не так, чтобы этого величайшего сценариста всех времен и народов знали вообще все. Хотя если показать кадры из его фильмов – вот их сразу узнает каждый (ну почти).
Нет, это не «Аватар» Кэмерона и не его же «Титаник» - ака самые кассовые фильмы в истории кино всех времен и народов. Нет, это ни один из культовых фильмов братьев Коэн или Тарантино. Нет, это ни один из сценариев Вуди Аллена – ака самого «оскароносного» 3 оскара/16 номинаций. Нет, это ни один из сценариев самой популярной франшизы всех времен «Звёздные войны» - Джорджа Лукаса. Нет, это не сценарий «Матрицы» Вачовски...
Нет. Никогда не догадаетесь. Самый высокооплаченный сценарий ever – это сценарий к фантастическому триллеру «Дежавю» (2006, с ДензЭлом Вашингтоном). Автор Терри Россио. «Дежавю» нормальный крепко сделанный жанр. Как сценарий – окей. Но сказать, что раз за него заплатили дороже всего в истории – следовательно, это самая крутая история из когда-либо написанных... Ну, камон. «Дежавю» нормальный триллер – такой же как, например, Source Code (2011, с Джейком Джилленхолом) – сценарий которого купили что-то около WGA минимума – около 100 тыс. долларов. Не забываем вычитать до 50 % от этой суммы на выплаты всем – агенту, адвокату, гильдии, налоги. Реально автору остается около половины.
А знаете какой второй самый дорогой сценарий ever? Приобретенный за 4 миллиона долларов. Talladega Nights: The Ballad of Ricky Bobby. Предоставлю вам самостоятельно удивляться что это такое)))
Это успех?
Кэмерон продал сценарий «Терминатора» за 1 доллар, чтобы ему разрешили быть его режиссёром. То же касается и всего остального списка выше – Коэны, Ноланы, Вачовски, Тарантино, Аллен, Лукас, Спилберг. Это не про успех «сценария» - это про успех кинематографиста, который и сценарист, и режиссёр, и офигеть какой продюсер.
Сильвестру Сталонне, кстати, за сценарий «Рокки» предлагали 265 тыс. долларов в 1976 году – это сейчас, как если бы ему предложили 1,5 млн (калькулятор инфляции в комментариях). Для “struggling actor” тогда это была астрономическая сумма – и он все равно отказался его продавать, только при условии, что ему дадут играть главную роль.
Потому что внутри индустрии все знают, что «успех» - это контроль над правами, кто их в итоге получает и может продавать снова и снова. Тот же «Рокки» продолжает зарабатывать деньги для авторов и 30 лет спустя, когда его переродают на стримеры. Go big, or go home – в киноиндустрии про это.
Значит ли это что «Один дома» не успешный? Или «Расёмон»? Или «Таксист»? Или Кэмерон плохо пишет, если его ни разу академия не награждала за сценарий?
Когда ему было 59 лет – HBO взял опцион (значит за очень небольшие деньги застолбил права на несколько лет, посмотреть что выйдет) на серию его книг. И разрабатывал еще пять лет. В 2009 году был наконец снял пилот. Канал думал еще год – делать или не делать. Наконец, в 2011 году, когда Джоджу Мартину было 63 года – премьера «Игры престолов», наконец-то, состоялась. А он пополнил статистику, что пик карьеры автора в индустрии приходится на 61 год.
Причем, шоураннером GOT с колоссальной зарплатой – стал не он (и все мы теперь знаем, что из этого вышло).
Многие из них ничем не хуже «Дежавю». Некоторые – гораздо лучше.
«Даллаский клуб покупателей», прежде чем быть номинированным на оскара как лучший фильм и лучший сценарий – провел в девелопменте двадцать лет, которые авторы переписывали и переписывали проект под разные варианты сборки, пока, наконец, сценарий не попал к режиссеру, который был знаком с Макконахи и тот захотел сыграть главную роль чисто из творческого интереса, потому что бюджет фильма был 5 миллионов долларов – это считается малобюджеткой ну вообще. Макконахи снимался за долю от будущих сборов.
И все вот эти единичные истории – это не просто истории успеха, это истории триумфа, что ну вообще. Максимально возможного на этом поле. Больше которого не может быть в принципе.
Является ли историей успеха история сценариста, который, например, как 45-летний Джордж Мартин, сидит в продакшене, разрабатывая фильм или сериал? За какие-то деньги в диапазоне от 40 до 200 тысяч в год примерно? Он живет при этом в Калифорнии, ходит на всякие прияные местные тусовки – показы, встречи, в целом продолжает вертеться как шар в этом лотерейном барабане. Это успех?
Обычно пожилые авторы, когда становятся менторами начинающих – сразу говорят оставить вообще этот способ думать «если я буду делать это и это – мне гарантирован успех?». Нет, ничего не гарантировано никому – и тем не менее, шанс остается у каждого.
Потому что это бизнес, где с одной стороны может вообще не быть никакой корелляции между вложенными усилиями, качеством итогового фильма или сериала – и результатами для автора. А с другой – полно примеров, как сказал Хичкок (приблизительно цитирую) «Я допускаю, что по всей Америке официантами, механиками и владельцами маленьких магазинчиков работают гораздо более талантливые режиссеры чем я.
Вся разница между ними и мной – когда после очередного облома они решали бросить, я решал остаться».
---------------------------------------------------------------------------
Поддержать канал:
Любой разовой суммой на платформе ВК.
Пройти обучение основам сценарного мастерства на платформе ВКонтакте.
Подписаться на канал «Новости киноиндустрии» в Телеграмм.
Подпиской с возможностью обучения или сотрудничества: