Чем прекрасна была непобедимая Прибалтика – во время Советского Союза, которому теперь тройка местных экономических лидеров выставляет cчет в лице России?
Правильно, витрина социализма блистала всеми цветами радуги. Хочешь заводы по последнему, на тот момент, образцу техники, хочешь продукты, рядом через границу вообще светлая капиталистическая жизнь, в отличие от сильно восточнее РСФСР – где дефицит, бараки и вообще – только темнота и крики.
Чем была прекрасна непобедимая Прибалтика при развитом Европейском саде имени Жозепа Борреля после падения Союза? Правильно.
За то, что товарищи демонтировали заводы, которые строили всем СССР – западные кураторы платили денежки, потом давали много-много кредитов, потом… а вот потом наступило крайне интересное настоящее.
Ведь выяснилось, что пока шел разбор советских и таких гадких школ, заводов, научных институтов и даже железных дорог – транзит через Прибалтику ровно российских грузов помогал ребятам ничуть не меньше, чем западные дотации.
Два стула, очевидно, лучше чем один и жизнь била ключом. От сияющего Запада доллары, от дремучей России – тоже, кстати, доллары. Концерты лучших людей самой большой страны в мире – в Юрмале.
Даже остатки роскоши в виде также бывших советских домов отдыха и прочая-прочая – давали денюжку, причем казалось эта музыка будет вечной и можно до бесконечности поплевывать в сторону противной Москвы – ведь вот оно счастье – здесь и сейчас.
Но, что-то пошло не так и спустя год самых последний санкций против Кремля в Прибалтике инфраструктура сыпется без перерыва. Хотя, на самом деле – уж как минимум железные дороги при таком раскладе должны приносить баснословную кассу.
Правда, это если работать, а не искать запрещенные грузы и не те, что вы подумали, а без товаров демократии – то есть из России или в Россию.
Итак, в теории страны транзитеры зарабатывают не отходя от кассы золото и много. Правда, это если ты не Литва.
Например, «Литовские железные дороги» сегодня из своих партнеров со словами «А не агент ли ты Путина?» - буквально вынимают душу, а ведь могли получать от них денюжку.
Например, только лишь за два последних месяца они отклонили больше тысячи заявок на перевозку грузов между Литвой и другими странами – из-за подозрений в том, что отправители этих грузов нарушают режим антироссийских санкций.
Компания тщательно проверяет грузы, и даже расширила (!) объем собираемой по клиентам информации, а также ужесточила правила подачи заявок. Все, как говорится, для партнеров, ни в чем себе не отказывайте.
Правда почему-то снижение объемов грузоперевозок обернулось крупными сокращениями и в 2022 году «Литовские железные дороги» уволили более 1500 человек.
И тоже самое происходит в непобедимой Эстонии - в 2022 году государственное предприятие «Эстонская железная дорога» перевезло на 39% меньше, чем в 2021-м.
А «Латвийская железная дорога», еще несколько лет назад являвшаяся самым доходным предприятием в стране, теперь превратилось в глубоко убыточную компанию.
В общем, это точно не конец истории.