Найти тему
55,6K подписчиков

Экипаж допустил провал в технологии работы при достижении критических углов атаки: Ту-154 свалился в штопор

22K прочитали

Летом 2001-го под Иркутском разбился пассажирский Ту-154. Техника при этом была полностью исправна, метеоусловия благоприятные, а самолетом управлял опытный летный состав. Однако внезапно возникшая нештатная ситуация заставила растеряться экипаж, а попытки избежать катастрофы лишь усугубляли положение.

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Два разворота до посадки

В ночь на 4 июля 2001 года Ту-154М авиакомпании «Владивосток Авиа» под управлением опытного экипажа направлялся в аэропорт Иркутска. В 02:07 пилоты связались с аэродромом, сообщив о скором приземлении. Метеоусловия были идеальные, отличная видимость, оставалось выполнить пару разворотов и можно было заходить на посадку.

Самолет двигался на скорости 540 км/час — слишком высокой для вхождения в поворот, и экипаж начал ускоренно снижать скорость. Для этого были полностью выпущены интерцепторы —- элементы на верхней поверхности крыла для управляемого уменьшения подъемной силы. На высоте 1000 метров скорость была снижена до 400 км/час, командир воздушного судна дал команду на выпуск шасси и выполнение разворота. Диспетчер разрешил выполнение одного поворота из двух и скомандовал снижать высоту до 850 метров.

SFERA – Pro Историю...
SFERA – Pro Историю...

Повернули не туда и забыли про закрылки

Экипаж выполнил указание, но команд на выполнение карт контрольных проверок после эшелона перехода и перед разворотом не поступило, а скорость самолета продолжала стремительно снижаться. Подъемную силу на маленькой скорости самолету мог придать выпуск закрылков, но пилоты растерялись. Вместо этого командир максимально отклонил штурвал от себя, что спровоцировало быстрый рост вертикальной скорости, а самолет сильно накренился и свернул влево. Пытаясь уменьшить крен, командир повернул штурвал, но в столь стрессовой ситуации неверно сориентировался по авиагоризонту и повернул не в ту сторону, что привело к ещё более сильному заваливанию самолета влево.

Для сохранения высоты нос самолета был задран вверх настолько высоко, что на борту сработал сигнал критического угла атаки, но и в этот раз экипаж не вспомнил про выпуск закрылков. Вместо этого оба пилота отклонили штурвалы от себя, что привело к стремительному снижению судна, а до земли оставалось совсем немного.

Сработавший сигнал о минимальной высоте вновь заставил пилотов потянуть штурвалы на себя, от чего нос самолета снова сильно поднялся вверх и самолет принял положение, близкое к вертикальному, а через несколько секунд плашмя устремился к земле. Вывести лайнер из штопора и прекратить снижение экипаж не успел — не хватило высоты. Лайнер рухнул в поле в 35 километрах от Иркутска. На его борту находились 9 членов экипажа и 136 пассажиров. Погибли все.

Летом 2001-го под Иркутском разбился пассажирский Ту-154. Техника при этом была полностью исправна, метеоусловия благоприятные, а самолетом управлял опытный летный состав.-3

IT-проект SFERA — один из самых ярких и амбициозных в России. Компания разрабатывает многофункциональное мобильное приложение, релиз которого совсем скоро. Ознакомьтесь подробнее по ссылке. Скачивайте приложение в раннем доступе в Google Play и AppStore. Спасибо!

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Результаты расследования

Специалисты, побывавшие на месте крушения, сделали однозначный вывод — самолет летел к земле не носом вниз, а плашмя. Об этом свидетельствовали небольшой разлёт обломков и отсутствие воронки в месте падения. Таким образом, версия о возникшей технической неисправности была исключена. Эксперты объяснили, что при технической неисправности, неблагоприятных метеоусловиях, столкновении в воздухе с чем-либо или даже взрыве на борту самолет будет именно пикировать. Ввести машину в режим «парашютирования» может только пилот.

Окончательный результат расследования правительственной комиссии указал на человеческий фактор. По заключению специалистов после экспертизы бортовых самописцев, авиакатастрофа произошла в результате непреднамеренного вывода самолета на большие углы атаки, что привело к сваливанию самолета в штопор и последующему столкновению с землей. Кроме того, специалисты выявили нарушение экипажем РЛЭ и Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа.

SFERA – Pro Историю...
SFERA – Pro Историю...

Эксперты предположили, что с момента ошибки пилотов до входа в штопор прошло 11 секунд, падал самолет 22 секунды и вывести машину из штопора на высоте 850 метров не смог бы даже самый опытный летчик-испытатель.

«Характерная особенность Ту-154 заключается в том, что этот самолет очень «болезненно» реагирует на малейшее увеличение угла атаки <...> Особенно остро это чувствуется на малых скоростях — стоит чуть резче, чем нужно, взять штурвал на себя, как самолет тут же начинает сваливаться влево», — сказал в интервью газете «Коммерсантъ» заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Александров.

🚫Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.

Предлагаем прочитать:

Смертельный «Ок». Самая страшная авиакатастрофа в истории
SFERA – Pro Историю10 мая 2023
Материал создан при поддержке проекта SFERA