Кладбище в деревне Успенье очень старое и не хоронили тут лет, наверное, пятьдесят, а то и больше. Это видно по всему: сохранившиеся старинные голбцы, которые ставят над могилами староверов, покосились, поросли мхом и щетинятся кованными гвоздями.
Массивные кресты кое-где упали и почти слились с землёй - только очертания угадываются.
Металлический крест на всем погосте нашла только один.
Все деревья - вековые, есть невероятных размеров мощный тополь, который зачем-то спилили не очень давно (не успело сгнить).
Привлекли внимание несколько очень интересных захоронений - про первое, домовину, я уже упоминала в отчёте о поездке в Тарасиху, продублирую.
Домовина оказалась вытянутой, длиннее обычной могилы в два раза, и венчал её, судя по всему, не голбец, а крест более современного вида (сейчас упавший и прислоненный рядом). Это моя версия, Дима настаивал на том, что это был голбец с резной крышей, лежащий на могиле. Он был в том же стиле, но меня смутило то, что он имел другой цвет. Охлупень был весь в мелких гвоздях - вероятно для того, чтобы кто-нибудь не решил присесть на избу смерти, как на завалинку.
Вообще, я её едва разглядела в траве, почти споткнувшись. Всего таких домовин я видела за всю жизнь несколько штук, все - в Семёновском районе. Домовина символизировала, что ясно из названия, дом.
Кладбище находится на высоком правобережье Линды, и несколько крайних к обрыву могил тоже достойны внимания.
Тут на кресте единственная на всём кладбище табличка с портретом усопшего: мужчина пышной, но аккуратной, явно дореволюционного вида, бородой. Одет в темную одежду, похожую на традиционный молельный кафтан старовера, на голове - картуз (фуражка, вошедшая в моду в середине XIX века). Кузнецов Яков Иосифович. Только имя, дат нет. В Сети нашла упоминание человека с таким именем - герой Отечественной Войны из Воронежской области. Не тот. Подумала, может быть, служил в местном храме? Нет, тут тоже такой не упоминается.
Попробую сделать вывод: местный житель, возможно, старообрядец, потомки которого чтят и помнят предков, но в меру (табличка современная, а вот крест - нет).
Рядом с этим захоронением торчит покосившийся совсем уж аутентичный фигурный голбец, как с иллюстраций Билибина. Только крыша вот не сохранилась - но торчат кованные гвозди, которыми она крепилась.
На кладбище есть маленькая новенькая церковь. Местные в соцсетях путают и называют её часовней - так думала и я, пока не подошла ближе. Действительно, церковь. В честь Успения Пресвятой Богородицы. Построена она на месте старой церкви, тут даже сохранили часть фундамента из красного кирпича.
Официальная информация гласит, что изначально деревянная церковь с колокольней появилась тут в 1744 году, перестраивалась в 1888, тогда и появился кирпичный фундамент. Закрыли церковь в 1939 году, а разрушили - в 1962.
Но в группе "деревни Нижегородской области" в соцсети (кстати, почему деревни? Есть же церковь, значит, должно быть село…) нашла вот такой комментарий одного из местных жителей (аккаунт удален):
В последней четверти XVII столетия упоминается приписанной к Благовещенскому монастырю Балахнинского уезда дворцовой Заузольской волости Успенская Пафнутиева или Горшкова пустынь на реке Линде. Основание этой пустыни, как видно из грамот монастыря, положено в 1639 году (то есть до Никоновского раскола и разделения верующих на староверов и тех, кто принял реформы,- прим. моё). Церковь в ней построена в 1649 году, а угодья даны в 1654 году. В 1722 году население пустыни насчитывалось до 39 душ.
Кстати, на карте Менде 1950 года Успенье называется "Горшки". Авторы портала autotravel-nn.ru сообщают, что тут жили гончары. В той же группе деревни в "ВК" сообщается, что местные жили земледелием и держали скот, а зимой вили верёвки и возили на продажу в Нижний дрова.
Еще одна загадка таинственного кладбища на фото ниже. Не знаю, зачем я сфотографировала эту берёзу, но эту последнюю загадку обнаружила уже обрабатывая фотографии. Кто только не проявится иной раз на снимках…
Вообще кладбище оставило, как это ни парадоксально, приятное и светлое впечатление.