В 1939 году технический директор фирмы «Герхард Физелер верке» Эрих Бахем предложил Гитлеру проект дешевого и эффективного перехватчика, но ход ему дали только в 1944-м, когда было уже слишком поздно. Одноразовый истребитель «летающих крепостей» Ba 349 «Наттер» с ракетным двигателем уже готов был вступить в бой, но просто не успел – война подошла к концу.
В конце Второй Мировой войны Третий рейх обзавелся своими реактивными самолетами – истребителями и бомбардировщиками, способными успешно выполнять любые боевые задачи. Но их производство началось слишком поздно – Гитлер не хотел тратить средства на дорогие образцы, полагая совершить перелом войне более дешевыми самолетами. Однако в середине 1944-го, в связи с участившимися бомбардировками Германии союзной авиацией, все программы пришлось пересматривать.
Единственный «доведенный до кондиции» истребитель-перехватчик Me-262 не успевал за потребностями Люфтваффе очень сильно – он и стоил дорого, и изготавливался долго, и был сложным в управлении, тогда как обычные истребители с армадами англо-американских бомбардировщиков уже не справлялись. Требовалось какое-то очень быстрое и дешевое, но вместе с тем максимально эффективное решение.
Такое решение в начале 1944 года предложил Эрих Бахем - технический директор фирмы «Герхард Физелер верке», но его проект, который он вынашивал еще с 1939 года, несколько раз отклонялся. И только с помощью известного немецкого аса, генерала истребительной авиации Адольфа Галланда, который заинтересовал этим проектом самого Генриха Гиммлера, удалось поставить создание такого дешевого и эффективного самолета в планы РЛМ (Имперского министерства авиации).
Самолет Бахема был очень простым и мог пилотироваться даже неопытными молодыми летчиками. Он представлял собой чисто деревянный планер с установленным на него жидкостно-реактивным двигателем «Вальтер» HWK-109-509А тягой 200 кг. Самолет оснащался батареей неуправляемых ракет в носовой части и запускался вертикально с помощью двух-четырех ракетных ускорителей со специального пускового приспособления.
Самолет, обозначенный как Ba 349 «Наттер» («Гадюка») развивал скорость до 800 км/ч, сначала он летел на автопилоте, управляемый по радио с земли, но как только он подлетал к группе бомбардировщиков, пилот отключал автопилот, наводил носовую часть на врага и выпускал ракеты. После этого кабина отделялась от самолета вместе с пилотом и спускалась на парашюте. У пилота тоже был парашют, и в какой-то момент он мог выпрыгнуть с ним из опускающейся кабины. Также на парашюте спускался и двигатель, чтобы использовать его повторно.
Бахем «Наттер» получился поистине «народным» самолетом. Дешевая деревянная конструкция, очень малое количество топлива (на 2-4 минуты работы двигателя), пилоты-курсанты, на подготовку которых не требовалось много времени и денег, да еще и многоразовые компоненты – кабина и двигатель, спускаемые после атаки на парашютах. Перехватить такой истребитель не представлялось возможным, а шанс попадания его в огромный бомбардировщик даже при управлении не имеющими боевого опыта летчиками был велик.
Стартовые площадки для «Наттеров» предполагалось устраивать на всех направлениях, откуда появлялись армады вражеских бомбардировщиков. И более всего, конечно же, помимо своей боевой ценности, эти перехватчики могли нанести очень большой психологический урон врагу. Американцы очень серьезно относились к количеству потерь своих самолетов, и если бы дешевые Бахемы были бы введены в строй в достаточном количестве, то, возможно, накал воздушной войны снизился бы очень сильно, а германская промышленность не понесла бы такого урона.
Если бы немцы успели построить и ввести в действие хотя бы тысячу-другую таких дешевых перехватчиков, то это, без всякого преувеличения, означало бы самый настоящий разгром всей англо-американской бомбардировочной авиации, по крайней мере союзникам пришлось бы кардинально менять или тактику, или изобретать новые средства борьбы с такими молниеносными перехватами.
Но немцы не успели. Испытания перехватчика Бахем Ba 349 «Наттер» начались только в ноябре 1944-го, но без двигателей – в планирующих полетах с помощью буксировщиков. В декабре начались испытания уже с ускорителями, но без пилотов. Для этих испытаний в течение трех месяцев было изготовлено 50 машин. Часть запусков были успешными, и они показали прекрасные характеристики, часто даже большие, чем требовалось. Правда, были выявлены и недостатки, хоть и не принципиальные, но на устранение которых требовалось время.
Неприятности поджидали с другой стороны. «Наттеры» оснащались ускорителями «Шмиддинг» довольно низкого качества, из-за поломок на испытаниях безвозвратно была потеряна часть перехватчиков, в том числе и из-за взрывов прямо на старте. Также барахлил автопилот, и его все никак не удавалось настроить. Кроме этого необходимый двигатель «Вальтер 509» начал поступать на фирму только в конце февраля 1945 года, а до этого все старты осуществлялись только с помощью «Шмиддингов», что не позволяло испытать новинку по-настоящему.
Однако все проблемы постепенно решались, и весь конец февраля производились беспилотные пуски, которые показали, что «Натер» может выполнять свою задачу блестяще. На 1 марта были запланированы пилотируемые испытания, но после старта первого «Наттера» с летчиком произошла катастр0фа – на высоте около 700 метровот самолета отлетел фонарь пилота, сам он не выбрался из кабины, скорее всего п0терял с0знание из-за аэродинамического удара. Самолет спикировал к земле, пилот – летчик-испытатель Лотар Зибер (23 года от роду) п0гиб.
Однако это происшествие ненадолго отсрочило продолжение испытаний, потому что их вызвались продолжить множество добровольцев. Было совершено еще 6 пилотируемых полетов, причем все – очень успешные. Фирма Бахем стала готовиться к выпуску новой партии «Наттеров», но главный конструктор решил заменить двигатель «Вальтер 509А» на более мощный «Вальтер 509D», который вместо 2 минут обеспечивал время работы 4 минуты и 30 секунд.
Так как в апреле 1945-го Рейх уже находился в критическом положении, и новые средства против бомбардировок ему нужны были позарез, «Наттеры» были приняты на вооружение даже без войсковых испытаний. Первые три самолета с новыми ЖРД и тоже новыми ускорителями повышенной тяги были размещены на стартовых площадках к западу от Штутгарта и приготовились к атакам. Тем временем на фирме клепали новые перехватчики Ba 349, которые сразу же отправлялись на позиции, на которых вовсю сооружались пусковые установки.
Однако «Наттеры», уже готовые к бою, так и не успели в него вступить. Бомбардировщики так и не показались, зато показались американские танки, и немецкий обслуживающий персонал предпочел ретироваться, предварительно попытавшись уничтожить все свои самолеты. Впрочем, атака была столь стремительной, что американцы успели захватить шесть «Наттеров» в полностью исправном состоянии. 5 из них достались союзникам, а один передали советскому командованию.
Таким образом мы видим, что немцы смогли создать прекрасное дешевое средство для противодействия вражеским бомбардировщикам, но они банально не успели поставить это изобретение на поток. А на потоке «Наттер» был бы еще более усовершенствован, и стал бы еще более грозным оружием.
Но немцы упустили время, и это удивительно, потому что подобный проект был предложен Бахемом министерству авиации еще в 1939 году, когда у Германии уже имелись подходящие ракетные двигатели, а потом неоднократно предлагался для реализации в течение всей войны. Но немецкая бюрократия сделала свое дело, и американские пилоты так и не узнали, какой опасности избежали.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro