Исаак Левитан и Антон Чехов познакомились в 1885 году, и, буквально при первой же беседе поняли, что у них много общего. Так завязалась эта дружба, которая вскоре переросла в лютую ненависть.
У Чехова и Левитана взгляды сходились во многих вопросах, кроме одного. Камнем преткновения было чрезмерное увлечение Левитана прекрасным полом. Чехов называл это не иначе как «алкоголизмом» и журил приятеля:
- Ты еще молод, а бабы тебя уже всего истаскали.
Художник в ответ на укоры Чехова только посмеивался. А летом 1886 года Левитан воспылал любовью к младшей сестре Чехова Марии.
Узнав о том, что Левитан намерен сделать Марии предложение, Чехов лишь пожал плечами, мол, поступай, как знаешь. В результате художник во время прогулки встал на колено и попросил руки Марии Павловны. Однако та отказала. И это был единственный случай, когда Левитан делал предложение. То ли его самолюбие было сильно уязвлено отказом Марии, то ли больше он не видел для себя подходящих партий, но факт остается фактом.
Отверженный художник, впрочем, горевал не долго. осенью того же года он увлекся 39-летней Софьей Кувшинниковой. Левитан всегда подчеркивал, что ему нравятся дамы «бальзаковского возраста» и тот факт, что эта дама была замужем, художника ничуть не смущал, впрочем, как и саму Софью.
Супругом Софьи был полицейский врач, больше интересовавшийся работой, чем семьей. Софья же была достаточно популярной в столице художницей и хозяйкой модного салона.
Красотой она по словам современников не отличалась, но была очаровательна, к тому же весьма талантлива. Ее картины покупал для своей галереи Третьяков, чем художница очень гордилась. К тому же она превосходно играла на фортепиано, приводя в восторг даже известных в Москве музыкантов-виртуозов.
Супруг знал о связи Софьи с Левитаном, но все терпел и молчал. Зато все кому не лень обсуждали роман Кувшинниковой с Левитаном.
Мало того, Чехов, очень хорошо относящийся к Дмитрию Павловичу Кувшинникову, упрекал Левитана в том, что тот разрушает чужую семью. Однако художник и слушать ничего не желал.
И тогда Антон Павлович написал рассказ под названием «Попрыгунья», в главных героях которого не сложно было угадать и Левитана, и супругов Кувшинниковых.
В начале 1892 года рассказ был опубликован в журнале «Север», и тут же грянул скандал. Левитан заявил, что Чехов запятнал честь и его, и Софьи. На все эти заявления Чехов отвечал, что рассказ – всего лишь его выдумка. Ведь его героине Ольге Ивановне в рассказе было 22, а Софье Кувшинниковой – уже 44 года. Однако Левитан не унимался, слишком уж много в рассказе было совпадений.
Так, у Чехова Ольга Ивановна замужем за доктором и пишет красками и к тому же, имеет роман на стороне с весьма нервным художником. Помимо этого Чехов вставил в рассказ любимые выражения Кувшинниковой и даже строки из ее писем.
Оправданиям Чехова никто верить не хотел и, в первую очередь, не верил ему Левитан. Художник грозился пристрелить «поганого Вельзевула Антошку» на дуэли. К счастью, вызов Левитана Чехову попросту не передали. Однако дружба была разрушена.
Художник и писатель не желали общаться друг с другом на протяжении трех лет.
Левитана и Чехова смогла примирить поэтесса Татьяна Щепкина-Куперник. В начале 1895 года она уговорила художника вместе с ней отправиться в гости к Чеховым.
К тому времени и Левитан и Чехов уже успели «остыть». При встрече приятели обнялись и даже прослезились.
Что касается Софьи Кувшинниковой, то Левитан расстался с ней за год до примирения с Чеховым. Художник просто нашел себе новую музу – «светскую львицу» Анну Турчанинову.
А нам от всей этой истории осталось замечательное произведение Чехова, сюжет которого актуален по сей день.
Также смотрите: