"Видно, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой.
Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои".
Такой эффект сочная картина Бориса Кустодиева оказала на некоего неназванного митрополита, увидевшего её на выставке "Мир искусства" в 1915 году. Пышная обнажённая "Красавица" вообще вызвала бурные отклики в обществе - как положительные, так и нет, - и стала одной из самых известных картин русской живописи XX века.
Рассказываем самое интересное об этом шедевре:
Модель
"Распутница!" - воскликнул Константин Станиславский, узнав, что одна из его ведущих актрис позирует Кустодиеву для столь откровенной картины. Режиссёр даже хотел перестать работать с ней, но в итоге понял, что такими талантами, как у Фаины Шевченко, разбрасываться не стоит.
Фаина Васильевна Шевченко покоряла зрителей и критиков своей колоритностью, живописной русской красотой, мощной харизмой и богатым голосом. Кустодиев познакомился с ней во время работы над спектаклем "Смерть Пазухина": Фаина играла в нём одну из ролей, а художник делал к постановке декорации. После премьеры, восхищённый талантом и красотой актрисы, Кустодиев попросил её позировать для его новой картины - исполненная Шевченко роль как раз натолкнула его на замысел "Красавицы". Шевченко, не спрашивая деталей, согласилась; лишь на первом сеансе позирования она узнала, что ей предстоит раздеться, и отреагировала бурно:
"Ну что вы! Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть?! А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой!"
С большим трудом художнику удалось уговорить её.
Сделав нужные наброски в Москве, дальнейшую работу над картиной художник продолжил в Петербурге, и Шевченко увидела итоговый вариант лишь на выставке "Мир искусства":
"Очень толстая!" - воскликнула она, встретившись на выставке с Кустодиевым.
"Какая есть", - ответил художник и поцеловал своей натурщице руку.
Болезнь художника
"Красавица" пышет мощной жизненной силой - и тем удивительнее, когда узнаёшь, что Кустодиев создал её, будучи тяжело больным. Ещё в 1909 году у него нашли опухоль спинного мозга, и лечение ему почти не помогало. По воспоминаниям современников, в 1915 году (тогда же была создана "Красавица") Кустодиева постоянно мучили кошмары, что его позвоночник раздирают когтями чёрные кошки; он постоянно просыпался от тяжелейших приступов.
Последние годы жизни художник провёл прикованным к инвалидному креслу. Однако именно в этот тяжелейший период были созданы его лучшие картины.
Не одна картина, а серия
Кирилл Кустодиев, сын художник, вспоминал, что отец считал "Красавицу" итогом своих творческих поисков и программной картиной. Видимо, поэтому он позднее не раз повторял этот сюжет, создав серию картин с одной и той же героиней:
Красавица или нет?
Картина вызвала очень противоречивые отзывы у критиков.
Одни восхищались ею, называли "гвоздём всех выставок". Другие отпускали нелестные "комплименты": "печальное недоразумение", например. Некоторые критики даже считали, что Кустодиев не мог на полном серьёзе считать свою героиню красавицей - мол, да это художник иронизирует над моделью, подсмеивается и подтрунивает.
На самом деле, конечно, Кустодиев был искренен. Несмотря на то, что в жизни он любил хрупких женщин со спокойной внешностью (например, такой была его жена Юлия), художник сам признавался: "Худые женщины на творчество не вдохновляют".
А нравится ли "Красавица" вам, кстати? Напишите в комментариях!
📌Посетить выставки в Москве: vekarta.ru
Режим работы до 30 июля:
Будни с 12:00 до 21:00
Выходные с 11:00 до 20:00