Ну и снова Харкуэй. В свое время "Гномон" был очень нашумевшим и хайповым произведением, от корешка и до кончиков страничек постмодернистский, пытающийся сказать читателю простые вещи, но очень необычным и зачастую довольно сложным образом.
Итак, Ник рисует нам картину недалекого будущего, в котором жители Великобритании принесли в жертву собственную приватность, поддержав создание Системы. Это эдакий Большой Брат, но не просто наблюдающий всюду за каждым гражданином страны технический аппарат, но также искусственный интеллект, способный анализировать поведение людей и предсказывать, когда тот или иной индивид начнет совершать аморальные и противозаконные поступки. Когда в мысли человека начнет хотя бы закрадываться мысль о чем-то преступном, либо антиобщественном, человек изымается для нейродопроса - процедуры физического воздействия на мозг с целью создания слепка сознания, в процессе которого неугодные мысли редактируются на угодные. Таким образом, на выходе получается немного скорректированная личность, всем довольная и живущая в обществе таких же довольных. Чем не идеальный мир?
Но происходит нечто очень странное - одна бабуля-затворница Диана Хантер самостоятельно сдается властям, подразумевая, что она в чем-то виновата, и благополучно погибает при нейродопросе, чего раньше никогда не происходило, так как процедура отточенная и занимает максимум пару-тройку часов времени. Система инициирует расследование обстоятельств смерти, назначая самого лояльного властям и Системе лично инспектора - госпожу Нейт. В процессе расследования Нейт загружает себе в мозг слепок сознания бабули, чтобы понять, что конкретно ее погубило, и тут выясняется, что это сознание - настоящая адамантовая крепость для противодействия нейродопросам! Затворница создала в своем сознании 3 независимых личности, живущих каждая своей жизнью в своей эпохе, рекурсивно переходящие нарративными деталями одна в другую, циклично замыкаясь, при этом без следов личности и мыслей самой потерпевшей. В довесок к этой каше, в сознании присутствует также и четвертая контр-личность - созданная и запущенная кем-то при нейродопросе бабули, чтобы пробить броню из трех других и оголить истинную личину погибшей. Постоянно "ныряя" в этот бездонный омут из смеси чужих личностей, Нейт нужно разобраться что вообще произошло, а также понять самой - где теперь ее личная реальность?
Что же за монстр Франкенштейна получился у Харкуэя? Ну, это очевидная антиутопия с легким киберпанковским налетом, исполненная в виде детектива со всеми сопутствующими - исследование места преступления, улик, опросы свидетелей и связанных со смертью персонажа Хантер людей. И сразу скажу, что эта часть получилась самой захватывающей, атмосферно выдержанной и даже довольно нуарой. Только вот расследование Нейт постоянно прерывается на распутывание того самого клубка личностей Хантер, где мы вынуждены в подробностях погружаться в мельчайшие детали других ипостасей бабули:
- гениального финансиста из Греции
- древнеримской алхимички
- эфиопского художника
- всемогущего инопланетного ИИ.
Да, все эти истории, конечно же, связаны между собой мельчайшими намеками, но из-за этого мне показалось слишком рваной сама линия расследования Нейт. Хочешь узнать, как она будет действовать дальше, куда заведет ее интрига этого уникального дела? Изволь споткнуться об очередную долгую историю новой выдуманной личности. При этом эти истории довольно объемные и я не ошибусь, если скажу, что Харкуэй умудрился написать четыре или даже пять полноценных романов со своими внутренними идеями в рамках одного большого. Поэтому мне как читателю было очень сложно подобрать ритм чтения: делаешь это слишком быстро - тонкости и детали реального и выдуманных миров начинают ускользать и быстро теряешь связь между ними. Делаешь паузу, читаешь вдумчиво и медленно, проникая в саму суть истории - она заканчивается ровно в тот момент, когда ты начал ей наслаждаться, но вот тебе новая с тонной новых уникальных предметов двойного толкования. И что самое печальное - весь этот объем историй выдуманных личностей по большей части пуст в смысловом плане, ведь сама суть их создания персонажем Дианы Хантер была в генерации информационного шума, который бы скрывал частички важного среди гор ерунды, то есть, в создании стеганографии. Так что почувствуйте себя настоящим литературным старателем - попробуйте просеять тонны страничного песка в надежде увидеть среди них блеск золотой крупицы сюжетной зацепки. Ближе к концу автор вообще будто издевается - 3 (три) страницы сюжета Нейт против 200+ страниц сюжета выдуманных личностей!
Концовка, как это принято в уважающих себя детективах, переворачивает все с ног на голову, финальный твист крутой, в стиле нолановских киношных произведений (да и как и вся книга, чего греха таить), а вот тема антиутопий как-то почти совсем не раскрыта, зато постмодерн торчит отовсюду и кричит тебе буквально в лицо о своём наличии. Ввиду этого нахожу странным, что писатель довольно прямолинейно в самом конце рассказал нам для чего была вся эта свистопляска:
"Все это было не о том, о чем кажется, не о подвигах и государственных тайнах, даже не о любви. Все было обо мне и о тебе, и о том канале, который мы открыли между собой, от моего «я» к твоему."
"..."
"В чем разница между личностью и книгой? Ни о той, ни о другой мы не можем знать всю правду. И та и другая – код, пытающийся объяснить себя. И ту и другую нужно читать и оживлять внутри нас – ведь мы никогда не знаем другого человека прямо, душа в душу. Знаем лишь собранный призрак, который представляет его в нашем сознании: впечатления, оставленные им; знаки, данные им и определяющие его. Слова с моим привкусом усохли, стали памятью, но те, что есть я, анимус, проникли со страницы через буквы в тебя, и их уже не стереть."
В итоге получается некий роман-головоломка в стиле Умберто Эко или Дэна Брауна, поэтому скорее всего зайдет любителем подобного.
Да и мне в принципе зашло, единственная моя претензия - перегруженность ненужными деталями, хоть я и понимаю, что это обусловлено сюжетно. Так что, думаю, это произведение стоит того, чтобы взять его в руки, повертеть его и так, и эдак, словно кубик-рубик и даже попытаться собрать все его стороны. Какие именно образы на его гранях вы увидите в конце - зависит только от вас, ведь такая книга, как "Гномон", станет полноценной лишь пройдя через призму вашего разума и прочно зафиксируясь в нем.
Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror.