Фильм снятый кинематографистами Горьковского автомобильного завода интересен не только тем, что мы можем увидеть реальные испытания новых грузовиков ГАЗ и ЗИЛ, но и тем, что в кадр попадают довольно редкие образцы техники о которой сегодня мало кто помнит.
Вот, к примеру в самом начале ленты мы видим поливально-уборочную машину ПУ-20 смонтированную на шасси грузовика ГАЗ-51. На раму крепился цельносварный кузов. Оборудование включало в себя две плоские щётки расположенные по бокам и одну заднюю с цепным приводом. Круглые щетки должны были сметать мусор к основной. Которая в свою очередь забрасывала его на шнек достававший мусор в специальный бокс. Для того что бы не поднимать пыль, в передней части автомобиля были установлены форсунки подававшие воду на асфальт, а в самом кузове была цистерна и насос эту воду подававший. По факту, я это прекрасно помню, пылили эти машины нещадно. Иногда складывалось впечатление, что они пыль не убирают, а напротив поднимают.
Довольно необычный, я бы сказал даже редкий ГАЗ-51П. Этот седельный тягач впервые в СССР получил гидровакуумный усилитель тормозов. Рама машины была укорочена 290 мм. Причем она была усилена поперечинами. Была изменена и главная пара, она досталась тягачу от полноприводного ГАЗ-63. Так же можно заметить и дополнительный бензобак установленный по левой стороне. Машина могла тянуть прицеп общим весом 4 тонны. Поскольку тираж был невелик, то на дорогах можно было встретить и переделанные умельцами из мастерских обычные ГАЗ-51А. Правда в этом случае прицепы тормозов либо вообще не имели, либо оснащались примитивной схемой. Она работала от наката прицепа на сам тягач.
Как газифицировали село в СССР? Зачем проводить газовую магистраль, если можно привезти баллоны. Обратите внимание, это обычный ГАЗ-51А, специальная платформа изготовителем которой стал Камбарский завод газового оборудования, г. Камбарка Удмуртская ССР и разработанная Саратовским институтом ГипроНИИгаз появится много позднее, а именно к началу 70-х годов.
ЗИЛ-164А с цистерной для перевозки молока. Скорее всего это бочка с индексом АЦПТ-2,8 (АЦМ-28) их изготавливали на Вологодском заводе мясомолочного машиностроения, Воронежском тепловозоремонтном заводе МПС СССР. Почему я не упомянул Прилукский заводе ППО? Дело все в том, что там цистерны стали делаться как раз с 1961 года, и соотвественно в картину попасть просто не могли. Да и вид у машины довольно потрепанный.
ГАЗ-51А с телескопической вышкой ТВГ-15М изготовленной на Луцком заводе коммунального машиностроения. Подъемник имел канатно-гидравлическую систему. Поднять или опустить раскладную стрелу с платформой можно было при помощи гидронасоса который пригодился в движение через вал отбора мощности от двигателя. Прекратить подъем можно было просто выключив мотор.
Сбор урожая. Это трактор ДТ-54 с прицепом комбайном СК-2,6(силосоуборочный комбайн) Сызранского комбайнового завода. Ну и конечно же ГАЗ-51А.
Перед нами ГАЗ-51 а позади него стоит строительный самосвал ЗИЛ-ММЗ-585И на новом шасси ЗИЛ-164Г. Их производство было налажено на мытищинском машиностроительном заводе в 1956 году.
Что это за модификация, я к стыду своему не знаю.
Автокран ЛАЗ-690 на шасси ЗИЛ, да, не удивляйтесь в 1950 году Львовскому автобусному заводу решением Совнаркома СССР было предписано заняться производством кранов. Рядом стоит седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-164Н.
Самолет ЯК-12 и медицинский ПАЗ-653. Это машина выпущенная уже не на Горьковском автобусном заводе(ГЗА). Дело все в том, что производство автобусов ГЗА-651 и медицинских фургонов ГЗА-653 передали Заводу автотракторного инструмента ЗАТИ в Павлово на Оке Горьковской области, который стал именоваться Павловским автобусным заводом. И именно поэтому медицинские фургоны носили название не ГЗА-853, а ПАЗ-653. Их производство началось в 1953 году. Обратите внимание на кузов, он стал отдельной частью, тогда как на ГЗА вся конструкция была цельной.
Ну вот мы и подошли к основной теме статьи.
На самом деле все выглядит необычно. Не совсем понимаю кому пришло в голову заполнять кузова обычных бортовых грузовиков грунтом, но диктор нам поясняет, что обычно все начинается с пробегов, а тут решили проверить именно машины под нагрузкой. На самом деле он конечно лукавит. Разработка хоть и велась параллельно, тем не менее это все же машины разной грузоподъемности и назначения и свели их в единый, так испытательный пробег лишь для фильма. Хотя он реально состоялся и был проведен в достаточно жестких условиях.
Вот кстати измерения скоростных показателей при помощи "пятого" колеса. Что касается расхода топива, то сегодня он покажется чудовищным. У ЗИЛ-130 26 литров на 100 километров пути, а у ГАЗ-53 расход составил 19 литров на сотню.
В колонне среди отечественных машин можно заметить американский Ford F-600. Этот автомобиль специально закупили для "проработки" некоторых идей. Правда вот к моменту покупки заокеанский грузовик уже успел устареть, его сняли с производства к моменту когда запустили ЗИЛ-130.
Дальше все чин чинарем испытания по асфальту, да еще и с прицепами, в виде автопоездов.
Впрочем пересказывать все содержание документального фильма смысла не имеет. А вот обратить внимание на этот автомобиль стоит. Дело все в том, что ни одного экземпляра вездехода ГАЗ-62 до наших дней не сохранилось. Именно на нем, судя по всему, ехала съемочная группа. Его действительно разработали в рекордно короткие сроки. Он был очень компактным, при этом мог перевезти в кузове 12 человек или загрузить поклажу весом 1100 килограммов. Небольшие габаритные размеры достигались прежде всего за счет наличия брезентового верха кабины. Лобовое стекло можно было откинуть, а верхние части дверей тоже ремонтировались, такой Jeep Wrangler. Для чего это было сделано? Прежде всего для ВДВ. С полностью снятыми тентами его можно было даже загружать в вертолет Ми-4, ставить на платформу и десантировать из чрева АН-12. Инженеры, кстати впервые в мировой практике, разработали и установили мотор с системой форкамерно-факельного зажигания. Правда мощность была не сильно велика, всего 85 сил. Зато благодаря огромному дорожному просветы, отсутствию переднего и заднего весов и короткой базе ГАЗ-62 обладал феноменальной проходимостью. Но, как это часто бывает, военное ведоство от машины отказалось и ее сняли с производства. Которое и так было мелкосерийным.
Кстати в ряду стоящих бок о бок грузовиков можно заметить и опытный, появившийся в 1959 году ГАЗ-66А. У него как у шестьдесят второго кабина с брезентовым верхом. Он последний на фотографии.
Но давайте осмотрим сами новинки. И начнем с ГАЗ.
Базовая модель ГАЗ-53. Сотрите как отличается облицовка передней части машины от привычных серийных автомобилей. Над передними фарами у нее сделаны небольшие козырьки, позднее от них откажутся.
V-образная восьмерка мощностью в 115 сил. Крутящий момент передавался от нее через четырехступенчатую механическую коробку передач, причем третья и четвертая ступени имели синхронизаторы.
У ГАЗ-52 из-за меньшей грузоподъемности мотор был рядным и шестицилиндровым. Его мощность равнялась 82 лошадкам.
Сеймейство московских машин ЗИЛ-130 мело под капотом V-образную восьмерку мощностью 150 лошадиных сил.
Вот еще один автомобиль о котором создатели картины умолчали, но в кадр она все же попала. Это ГАЗ-56, которому как и ГАЗ-62 не суждено было встать на конвейер. Виной всему очень слабый мотор. Впрочем на основоение сразу трех новых моделей средств у ГАЗа не было. А жаль, ведь это был предтеча ГАЗели. С другой стороны полуторки автобазам были не особенно нужны, а продавать машину в частные руки никто не собирался.
К слову автомобили прошли 40 тысяч километров. Правда проехала колонна кинематографистов и испытателей по всему маршруту в 1960 году. Что очень и очень не плохо. Фактически они имитировали гарантийный пробег. Для той техники это солидный заезд. Впрочем именно благодаря этому фильму мы смогли посмотреть на грузовую технику тех лет.