Часть 1/3: Как увидеть будущее (размышления о фильме «Прибытие» (Arrival, 2016)), введение без спойлеров
Часть 2/3: Как увидеть будущее (размышления о фильме «Прибытие» (Arrival, 2016)), краткое содержание и вопросы
Продолжу с вопросов, которыми закончилась вторая часть.
- Почему гептаподы такие особенные, и каким образом их язык позволил Луизе увидеть будущее?
И в фильме, и в книге есть намёки, позволяющие понять, почему гептаподы такие особенные. Во-первых, они симметричные. В фильме - не очень, а в книге - совершенно. Им даже безразлично, какой стороной двигаться вперёд - глаза есть по всей окружности тела. Наше тело асимметрично - у нас есть перед, и есть зад, поэтому в нашим мировосприятии есть понятия "впереди" и "сзади" и, возможно, именно поэтому мы делим время на прошлое и будущее. Поскольку же у гептаподов пространство не делится на "впереди" и "сзади", вполне возможно, что они так же относятся и ко времени, и оно для них так же изотропно (т.е. симметрично), как пространство.
Во-вторых, гептаподы почти не оставляют следов. Мы люди приземлённые - каждый человек оставляет за собой цепочку следов - и в прямом, и в переносном смысле. Гептапод - нет. Грубо говоря, мы - делатели, а они - созерцатели. Они почти не вмешиваются в течение жизни - они лишь наблюдают и "актуализируют" происходящее. Дальше я поясню, почему это чрезвычайно важно для их способности видеть будущее.
Ну, и в-третьих, их язык, о котором уже было сказано. Очевидно, он развился на основе их анатомических особенностей и, как и любой земной язык, повлиял на их мировосприятие, многократно усилив первоначальные задатки.
2. Почему Луиза видит свою будущую дочь ещё до встречи с гептаподами?
Это находка сценариста. В рассказе Чана она начинает видеть будущее по мере усвоения языка. Насколько я понимаю, это было сделано, во-первых, для драматизации сюжета, а во-вторых, как выражение идеи, что после усвоения языка её жизнь обрела целостность и завершённость, что отразилось, в том числе, на её прошлом. Её жизнь стала подобна картинкам, которые рисовали гептаподы, в которых прошлое и будущее присутствовали одновременно.
3. Что конкретно Йен не сможет простить Луизе в будущем?
Пожалуй, ключевой вопрос для понимания возможности видеть будущее. Настолько непростой, что сценарист упростил Луизе задачу - в фильме у её дочери редкая неизлечимая болезнь, и тут ещё можно понять Луизу, которая рожает дочь, зная, что та неизбежно умрёт в юном возрасте. В рассказе Чана Анна погибает во время восхождения на гору. И тут уже Луизу понять сложнее, зато легко понять Йена - Луиза отпускает дочь в горы, зная, что она там погибнет. Почему не предупредила, почему не остановила?
Всё дело в выборе. Либо выбор, либо знание будущего - одновременно и то, и другое невозможно. Нельзя предвидеть будущее, которое можешь изменить. Поэтому Луиза, подобно гептаподам, отказывается от свободы выбора в обмен на возможность видеть будущее. Причём, отказывается принципиально, потому что, если оставить себе даже крохотную возможность выбора, будущее из чёткой картины мгновенно превращается в марево ветвящихся и переплетающихся причинно-следственных цепочек.
4. Зачем пришельцы вообще прилетали, и как люди смогут помочь им в катастрофе, которая случится через 3 тысячи лет?
Это находка сценариста, и это действительно клёво. В рассказе этого нет. Где-то читал, что Хайссерер даже спрашивал у Чана разрешение на такое изменение сюжета. Итак, гептаподы видят одновременно прошлое и будущее. Они знают, что в будущем их ждёт катастрофа, но они не могут её избежать, потому что не умеют что-либо менять - они просто проживают (актуализируют) то, что знают о будущем. Они прилетают к человечеству, которое умеет делать выбор, чтобы научиться этому у нас. У нас, напротив, есть умение выбирать, но нет интегрального видения мира - мы так погружены в свою свободу, что видим не дальше собственного носа и даже не можем поладить друг с другом. В результате происходит "игра с ненулевой суммой" - в выигрыше оказываемся и мы, которые в лице Луизы Бэнкс научаемся их интегральному видению мира и умению ладить друг с другом, и они, которые в лице погибшего гептапода научаются делать выбор и возможно смогут избежать катастрофы, которая ждёт их через 3000 лет. Это поясняется в первоначальной версии сценария, но почему-то отсутствует в фильме. Возможно создатели посчитали, что не нужно слишком много разжевывать, и пусть зритель доходит до этого сам. Не исключено, что это и стоило им Оскара.
Думаю, теперь становится понятен и ответ на 5-й вопрос:
5. Раз это произведение относится к жанру «твёрдой фантастики», то нельзя ли самому научиться видеть будущее, поняв принципы, которые лежат в основе языка гептаподов?
Ключевым моментом тут является отказ от свободы выбора. Потому что либо выбор и возможность изменить будущее, либо отказ от возможности выбора и способность видеть будущее. Язык гептаподов тут только инструмент, позволяющий научиться мыслить интегрально - не от выбора к выбору, а видеть всю картину целиком, от начала до конца. В полной мере, при условии жизни в сообществе других людей, не отказавшихся от свободы выбора, это, на первый взгляд, невозможно. С другой стороны, свобода - вещь довольно таки трансцендентальная, т.е. относится скорее к области веры. Откуда мы знаем, что свободны в своём выборе, и нами не командуют, на самом деле, наши привычки, убеждения и инстинкты? Большинство из нас плывёт по течению, а значит мы вполне себе детерминированы. Т.е., мы детерминированы в любом случае - либо сознательно, либо бессознательно. Чем одно отличается от другого? Если мы не задумываемся о своём выборе, за нас его делают наши привычки. Если задумываемся, мы подчиняем свой выбор цели. Первое можно уподобить бесцельному шатанию по местности - нам всё равно, куда идти, поэтому мы выбираем дороги поровнее и пошире. Точнее, нам только кажется, что мы их выбираем, потому что эти дороги уже существуют, поэтому наш путь вполне предсказуем. Второе - движение к цели теми путями, которые ведут в нужную сторону. И опять наш путь предсказуем, потому что заранее известно, где мы в конце концов окажемся. Отличие только в том, что в первом случае наш кругозор ограничен прилегающей местностью и мы совершаем броуновское движение, а во втором мы видим всю картину и движемся к определённой цели.
Собственно, вот и ответ - будущее открывается людям, которые целиком и полностью посвящают свою жизнь определённой цели, отказываясь от свободы выбора в виде сиюминутных хотелок. И чем выше цель, тем в большей мере это будущее открывается. Так что спасайте мир, и вам откроются все тайны бытия!