Так получается, что навигационные опасности и волнение (шторма) также актуальные для подводных кораблей, особенно когда проблемы с навигационными приборами и местами базирования. И несением службы конечно на корабле. Так что, даже находясь в базе, у пирса подводная лодка, да и любой корабль не может чувствовать себя в безопасности, ((
26 апреля 1917 года во время шторма подводная лодка № 1 (тип «27-В») затонула прямо у пирсов в Александровске-на-Мурмане. Это произошло в результате серьезных повреждений полученных лодкой от стоявшей рядом другой подводной лодки – «Дельфина». В 1916 году первая боевая ПЛ России «Дельфин», до этого уже успевшая побывать на Балтике и на Дальнем Востоке, прибыла для дальнейшей службы на север в Александровск-на-Мурмане (ныне город Полярный), но здесь служба лодки была недолгой.
Отметим, что "Дельфин" на своем веку не только сменила несколько флотов, но наверное собрала на своем боевом пути множество происшествий и повреждений, в том числе и затопления. Об этом мы неоднократно говорили на нашем канале.
В ночь с 25 на 26 апреля 1917 года поднялся сильный шторм и ударами волн были сорваны кранцы между стоявшей у причала «Дельфин» и подводной лодки № 1. В итоге, волнами от ударов друг об друга корпуса обеих лодок были сильно повреждены. Странно, но в это время никого из экипажей на лодках не было, и только к шести утра вахтенный с борта плавбазы подводных лодок транспорта «Ксения» заметил, что обе субмарины заметно осели в воде. Как тут не скажешь пары "добрых слов" про несение внутренней службы в данных "подразделениях", (
Корпус подводной лодки № 1 (как видим, это была небольшая подводная лодка) был повреждён ударами ограждения горизонтальных рулей «Дельфина». Её отвели к берегу, но лодка все же затонула и была поднята только 28 июля.
В «Дельфин» (тоже как мы помним - не лодка-гигант) вода поступала через сальники рулей, расшатанные ударами волн. На лодке затопило часть гребного электродвигателя. После осушения лодка уже не восстанавливались. Было предложение использовать её для обучения экипажей новых подводных лодок, но... Приказом морского министра 10 августа 1917 года «Дельфин», как и подводную лодку № 1, сдали в порт на металлолом. Годные к дальнейшему использованию механизмы с лодок демонтировали. Что-то из них оставили в порту, что-то отправили в Петроград, куда так же убыли и команды лодок, на новые строящиеся субмарины типа АГ.
23 августа (по другим данным – 25 августа) 1917 года обе лодки исключили из списков флота. Так завершила свой путь первая боевая субмарина России «Дельфин». К сожалению это не единственное происшествие в отечественном подплаве, (
В конце июня 1917 года, свершив ремонт, город Николаев покинула подводная лодка l-го дивизиона бригады подводных лодок Черноморского флота «Тюлень» (тип «Морж»)» под командованием старшего лейтенанта Крафта-2-го. Лодка пришла на ремонт еще 13 ноября 1916 года. На сроках ремонта сказался сильный пожар, произошедший в феврале 1917-го. Нашлась и еще одна причина задержки при возвращении в боевой состав флота довольно результативной субмарины.
Покинув судостроительный завод, субмарина направилась в Севастополь к месту базирования своей бригады. Но "по дороге" «Тюлень» выскочил на песчаную отмель и был вынужден вернуться обратно в Николаев. К счастью, при проведенном осмотре, повреждений корпуса обнаружено не было, и вскоре лодка снова вышла в море. Обойдя уже известную мель, она благополучно достигла Севастополя, продолжив свою успешную деятельность. Это самая результативная субмарина нашего флота, на ей счету 53 подтверждённые победы.
Не избежали подобных досадных происшествий и подводные лодки Балтийского флота. 19 августа 1917 года в районе финского Ганге на мель села подводная лодка БФ «Змея» (тип «Барс»), командир Зубарев. Лодке пришлось оказывать помощь, но её сняли с мели только на следующий день, 20 августа 1917 года (революционные события еще не приобрели катастрофический размах, видимо).
В чём причина навигационных происшествий отечественных лодок? Возможно частично прав В. А. Меркушов (до Первой мировой войны он командовал лодками типа «Осётр», в годы войны ПЛ «Окунь», тогда же ему довелось ознакомиться с конструкцией и оснащением английских субмарин типа «Е»):
«Хороши гироскопические компасы Сперри, которые будут установлены и на наших строящихся лодках. Хороши также электрические приводы для перекладки горизонтальных рулей. Очень удобен и хорошо поставлен лаг Эллота, вследствие чего командир, зная свою скорость и пройденное расстояние, может вести точное счисление при обоих видах плавания. Мы же на своих старых лодках этого делать не можем, так как пользуемся убираемыми перед погружением лагом Уокера, поэтому, идя под водой, ведём счисление на глаз, по вдохновению, но всё же попадаем куда нужно».
Надо понимать, что такой печальный вывод офицер сделал после осмотра британских подводных лодок, и с его мнением и оценкой нельзя не согласиться, хотя звучит крайне грустно.
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Тайны подводной войны. Малоизвестные страницы подводной войны ХХ века. Сборник/СПб/МКИФ - Львов; Козлов, Д. Британские подвоные лодки в Балтийском море. 1914-1918 годы/Д.Ю.Козлов. - СПб.: Леко, 2006 . - 224 с.
Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней" (на самом деле - шутка), )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Подписывайтесь, ставьте лайки