Когда много сегодня знаешь о характере талантливого Виктора Проскурина и о его странном отношении к фильму "Большая перемена", то глядя на скачущего по классу незадачливого Генку Ляпишева, как-то даже не верится в будущую замкнутость и... мизантропию, у этого прекрасного артиста.
Помню, однажды, сам Виктор рассказывал, как он, последовательно "провалившись" в школу-студию МХАТ и Щепкинское училище, дважды "штурмовал" заветную "Щуку". В первый раз парню намекнули, что …"у него реально нет глаз. И что же он предполагает творить с таким лицом на сцене?" Но вот, искренне написав сочинение, в котором умудрился допустить рекордное число грамматических (64) и стилистических (26) ошибок, Виктор умудрился поступить по дополнительному набору. И тут, зарабатывающий "на производстве валенок" до 600-т (!) рублей в месяц Проскурин, был вынужден "прозябать" в Москве на стипендию в 69р.
Через Елену Кореневу, с которой он удачно сыграл в фильме "Назначение", Виктор познакомился с её папой, который вскоре затеял всю эту чудесную историю с "Большой переменой". И вот 20-летний парень - уже заметный Генка Ляпишев, мечтающий о танцах с очаровательной блондинкой Люсей. Как ни странно, но именно эта, так не любимая им роль, и стала самой заметной в довольно долгой карьере артиста.
А это его – "Ходишь, ходишь в школу, а потом…, бац,… вторая смена", - повторялась восхищёнными советскими зрителями… ещё долгие годы.
Помню, как хорош был Виктор Проскурин в роли многодетного отца фильме 1980 года "Однажды 20 лет спустя". Хотя, на фоне блистательной Натальи Гундаревой, его не слишком яркий персонаж, несколько затерялся по ходу интересно развивающихся событий.
А вот где 33-летнему артисту, наконец-то, дали "развернуться", так это в картине Виталия Мельникова "Выйти замуж за капитана". Помните как его капитан пограничных войск ловко щиплет одиозного соседа симпатичной Веры Глаголевой, в лице отчаянно постаревшего, легендарного Николая Рыбникова.
Знаете, а мне отчего-то всегда казалось, что драма Эльдара Рязанова "Жестокий романс", где Виктор играет – "Василия Даниловича Вожеватова, судовладельца, друга детства Ларисы", вышел на экраны много позже "его капитана". Но ничего подобного, "неудачная женитьба" красавицы-бесприданницы Ларисы Огудаловой, была снята годом ранее. Как ни странно, эту весьма симпатичную картину, зачем-то раскритиковал мудрый Зиновий Герд. В 1984 году он выступил с негативной оценкой фильма в своей тогдашней передаче Центрального телевидения «Киноафиша». Понятно, что ранее дружившие "художники",... потом долгое время… не разговаривали.
Но здесь Проскурин весьма хорош, как, впрочем, и в более раннем фильме Петра Тодоровского "Военно-полевой роман". На главную роль в этой ленте оперативно и настойчиво "заявился" Николай Бурляев. А вот Виктору Алексеевичу осталось согласиться лишь на неоднозначного "заместителя председателя исполкома" Новикова. Хотя, судя по всему, Проскурин верно рассчитывал сыграть самого киномеханика Александра Нетужилина, с войны влюблённого в красавицу Любу. Но не случилось… .
А какая славная компания подобралась в 1982 году, дабы отметиться в прекрасной драме "Пиковая дама". Сам режиссёр Виталий Мельников считал эту картину своим лучшим творением в кино. Да, и я хорошо помню трогательного инженера Германна, блистательно сыгранного Виктором Проскуриным.
Жаль, что этот фильм, с проникновенным закадровым голосом "рассказчицы", Аллы Демидовой, ныне почти забыт….