Найти в Дзене
Замочная скважина-news

Нушрок из «Королевства»: как дружил с Есениным и кого сыграл в «Бриллиантовой руке»

Оглавление

В фильме Александра Роу «Королевство кривых зеркал» он сыграл одного из самых страшных персонажей. Актёр перевоплотился в Коршуна — Нушрока, главнейшего министра «зазеркалья». Как сложилась жизнь Андрея Файта, которого побаивались не только советские дети, но и взрослые?

Германские корни

В роли Нушрока, фото из открытых источников.
В роли Нушрока, фото из открытых источников.

Файт — уроженец Нижегородской земли. Андрей родился здесь сто лет назад, в 1903-м. Его предки — выходцы из Германии. Согласно семейной легенде, в России первые Файты оказались в девятнадцатом веке — перебрались сюда, после того как русская армия разгромила наполеоновские войска.

Папа Андрея был врачом. В свободное от работы время увлекался революционными идеями (вовсю витавшими в воздухе в начале ХХ века). При этом доктор не просто симпатизировал подпольщикам, но и сам вступил в секретное общество народовольцев. Закончилось для него это принудительным отъездом в сибирские края. Однако ссылка оказалась недолгой — отец будущего артиста бежал из поселения, пересёк российскую границу и обосновался в Париже.

Детство под небом Франции

В одном из своих первых фильмов, фото из открытых источников.
В одном из своих первых фильмов, фото из открытых источников.

Удивительно, но вскоре мужчине удалось перевезти во Францию и свою супругу вместе с маленьким сыном.

Одни из первых воспоминаний детства Андрея связаны с жизнью в окрестностях Парижа. В Россию он вернулся уже подростком — семья решила вернуться домой после событий 1917 года и победы революционных идей.

Юный Андрей Файт не захотел повторять путь отца — доктора. Молодого человека манил мир богемы — он решил стать актёром и даже поступил на курс, где обучали будущих кинематографов. Попутно Файт самоутверждался как поэт-имажинист — несколько раз выходил на сцену со своими стихами в сборных поэтических вечерах с Сергеем Есениным. Известно, что с известным поэтом Файт был не просто знаком, а немного дружен.

Колдун, пират и шпион

На афише фильма "Выстрел в тумане", фото из открытых источников.
На афише фильма "Выстрел в тумане", фото из открытых источников.

В кино (где Андрей начал сниматься в середине 1920-х) ему с самого начала предлагали роли исключительно отрицательных персонажей, благо характерная внешность располагала. Так, Файт перевоплощался в образы шпионов, колдунов и пиратов. Хотя чаще режиссёры «эксплуатировали» его образ в военных кинолентах в ролях немецких военных.

Кстати, во время Великой Отечественной артист продолжал сниматься. Вместе с другими коллегами он был эвакуирован в Сталинабад.

Без помощи дублёров

В "Бриллиантовой руке", фото из открытых источников.
В "Бриллиантовой руке", фото из открытых источников.

Роль в «Королевстве кривых зеркал» - пожалуй, самая известная в фильмографии Андрея Файта. Актёр сыграл Нушрока, когда ему было 60 лет. Однако это не остановило артиста от исполнения всех трюков в картине лично, без привлечения профессиональных каскадёров.

Также актёр был известен по главной роли в фильме «Волшебная лампа Алладина». Кроме того, можно увидеть Андрея Андреевича и в комедии «Бриллиантовая рука». Здесь артист исполнил целых две роли.

Первая — роль торговца билетами лотереи, вторая — мужчины подозрительного вида, отдыхающего в заведении «Плакучая Ива».

Встреча с государем-императором: подробности

"Алладин"
"Алладин"

В середине 1970-х артист перестал сниматься. Но, увы, без кино прожил недолго — в 1976-м его не стало. Кинематографическую династию Файтов продолжил его сын Юлий Файт, который снимал сюжеты для «Ералаша» и довольно популярную в Союзе картину «Пограничный пёс Алый».

Также сын подготовил книгу воспоминаний — записок Андрея Файта. В них был и неожиданный эпизод о том, как в детстве будущий актёр повстречал в Нижнем Новгороде государя-императора Николая Второго и цесаревича Алексея, находившихся в городе с визитом. Тогда Файт позавидовал наследнику престола, перед которым, казалось, были открыты все возможности этого мира. «Однако завидовать, как потом оказалось, было совcем-совсем нечему», - записал в своих мемуарах артист.