Найти тему
Жорик – историк

Как умирала династия. Николай I

Казалось, что смерть настигла его в спартанской обстановке военного похода, а не в роскоши Зимнего дворца. Простая железная кровать, плотная кожаная подушка в изголовье... Император всероссийский Николай I лежал, накрытый не одеялом, а простой солдатской шинелью. Лицо его было спокойным и безмятежным. Он и умер, полностью находясь в сознании, успев попрощаться с родными и близкими. Просто закрыл глаза, вздохнул и всё...

Это четырнадцатая статья цикла "Как умирала династия". Предыдущая рассказывает про легкомысленное отношение к здоровью, которое отправило на тот свет ничем прежде серьезно не болевшего Александра I.

Версия о самоубийстве

Николай I
Николай I

Собственно, смерть Николая Павловича по обстоятельствам ей предшествующим мало чем отличалась от кончины предыдущего самодержца, его родного брата. То же пренебрежение к рекомендациям врачей и стремление переносить хвори "на ногах". Но у Николая I такое отношение к здоровью приняло еще более нетерпимые формы. Он считал себя военным человеком, государем, который не правит Отечеством, а служит ему. Поэтому когда речь заходила о выборе между самочувствием и долгом, он всегда выбирал второе.

В среде российских медицинских историков одно время была широка распространена версия о насильственном характере смерти самодержца. Нет, Николая I не убили, он якобы сознательно принял яд или (как вариант) простудился и не лечился, чтобы умереть. Версия "специально заболел и скончался" сегодня кажется абсурдной, но представьте себе Россию середины XIX века. Император — это практически небожитель, если он и смертен, то это всегда такая хворь, от неотвратимого течения которого нет лекарства. А тут банальный грипп. Простуда! Государь заболел и умер как простой сапожник, а не монарх. Да быть такого не может. А как же врачи, почему они его не лечили?

Сторонники версии самоубийства императора обращали внимание на несколько обстоятельств. Первое — Николай тяжело переживал поражение России в Крымской войне, особенно неудачный штурм Евпатории в начале февраля 1855 года. Удручающее состояние могло сподвигнуть его свести счеты с жизнью. Второе обстоятельство можно назвать косвенным. Тело императора пришлось бальзамировать дважды. Почему? Наверняка потому, что оно быстро разлагалось под действием яда, который будто бы дал императору его доверенный медик Мартын Мандт. Не потому ли, кстати, он так быстро уехал в Германию после кончины Николая?

Сравнительно недавно (в 2011 году) в Российском государственном историческом архиве в одном из прежде неизученных фондов историки нашли комиссионный протокол осмотра тела императора и протокол бальзамирования. После изучения документов многие вопросы отпали сами собой.

"Держи крепко"

Портрет великого князя Николая Павловича. Художник В. Голике, 1820 год
Портрет великого князя Николая Павловича. Художник В. Голике, 1820 год

Считается, что Николай I отличался богатырским здоровьем. Мол, за 58 лет своей жизни он ничем серьезными не болел. Болел, еще и как. В последние 10 лет медики диагностировали у него целый букет заболеваний — и сердечные, и почечные, и "фирменную" болезнь Романовых подагру. Так, в 1847 году царь так "разнемогся", что с трудом передвигался из-за боли в суставах. А в 1849 году настолько сильно простудился, что слег в постель на долгие три недели.

Однако Николай Павлович советам медиков следовал лишь только тогда, когда ему становилось действительно худо. Легкую простуду, подхваченную им в январе 1855 года, он серьезной не считал и продолжал работать как ни в чем не бывало. А ведь она и стала началом той самой болезни, что свела императора в могилу.

27 января 1855 года при морозе в минус 22°С император присутствовал на смотре Измайловского и Егерского полков. Одетый строго по форме, в мундире с "лосиными панталонами и шёлковыми чулками", он три часа провел на улице. После этого появился озноб и кашель. Доктора пытаются лечить, но Николай отмахивается от их советов. 4 февраля он отправляется на очередной смотр войск. После продолжительного нахождения на морозе возникла боль в груди, которая уложила Николая в постель.

Придворные медики Мандт и Каррель диагностировали, что нижняя доля правого легкого поражена гриппом. Началось лечение. Пять дней император добросовестно исполняет все рекомендации — порошки, обильное теплое питье, неизменное кровопускание, шпанские мушки и ароматические спиртовые компрессы. 9 февраля он чувствует себя лучше. Наконец, прошел сухой кашель и отступила тяжелая ноющая боль в боку. В этот же день Николай, вопреки протестам врачей, встает с постели и едет проводить маршевый батальон на войну. Сделать иначе он не мог, ведь на фронт отправлялись солдаты, которые шли умирать за императора и Отечество.

Нижний кабинет императора Николая I. Художник К. Ухтомский. На переднем плане кровать монарха, на которой он скончался.
Нижний кабинет императора Николая I. Художник К. Ухтомский. На переднем плане кровать монарха, на которой он скончался.

Опять мороз, холодный влажный воздух и легкая шинель вместо тяжелой теплой шубы. Как итог — в тот же день вечером лихорадка, жар и вернувшийся кашель. Медики с трудом заставляют его лечь в постель, ведь состояние серьезное — в мокроте обнаружили гной, а жар долго не удается сбить.

16 февраля к гною в мокроте присоединились частички крови. Высокая температура держится сутки. 17-го врачи впервые признали вероятность летального исхода. Причем, сказали об этом самому Николаю. По воспоминаниям Мандта, государь воспринял весть о возможной кончине с необычайным хладнокровием. Несмотря на мучения от удушья и лихорадки, он сохранял ясное сознание и твердость духа.

В ночь на 18 февраля придя в себя, Николай прямо спросил у Мандта, сколько ему осталось. Лейб-медик не стал кривить душой:

Ваше Величество, вы имеете перед собой несколько часов.

После этого император созвал всех родных, простился с каждым из них по очереди, попросил помочь ему надеть мундир и причастился. В 10 часов утра 18 февраля началась агония. В 12 часов 20 минут Николай пришел в себя, взглядом подозвал к постели стоящего подле сына Александра, взял его кисть слабеющей холодной рукой и сказал: "Держи крепко...". После этих слов Николай I закрыл глаза и жизнь покинула его бренное тело.

Карл Карлович Пиратский. Изображение императора Николая I на смертном одре.
1855.
Карл Карлович Пиратский. Изображение императора Николая I на смертном одре. 1855.

Ошибка в бальзамировании

Описание осмотра тела в протоколе, который обнаружили историки в архивах, не содержит никаких признаков применения яда. Вскрытие не проводилось — так завещал сам император. Диагноз — отёк легких, возникший вследствие их инфекционного поражения. Николая I убил банальный грипп...

Что же до гнилостных изменений, которые могли возникнуть из-за действия яда, то тут все как раз понятно. Тело императора бальзамировали дважды. Первая попытка оказалась неудачной из-за применения нового, неопробованного прежде метода. Поэтому через неделю после первой процедуры пришлось проводить ребальзамацию уже проверенными старинными методами. Но как ни старался профессор Наранович с помощниками, скрыть необратимые изменения у него не получилось.

Если в причинах смерти Николая Павловича Романова историки еще могли сомневаться, то вот кончина его сына императора Александра II не вызывает ни у кого вопросов. Каждый школьник знает про народовольцев, бомбу и убийство монарха. Но как прошли последние часы жизни самодержца? Об этом в следующей части цикла "Как умирала династия".