Найти в Дзене
Свет славы

Ещё один из моих любимых турецких сериалов. "Эзель"

В моём рейтинге турецких сериалов "Эзель" стоит на одной ступеньке с проектом "Пойраз Караел".

Криминальный триллер "Эзель" (2009) в начале напоминает "Графа Монте-Кристо". Парня, вернувшегося из армии с чистыми мечтами и помыслами, предадут самые близкие друзья и любимая. Они построили ловушку на доверчивого Омера, чтобы завладеть чужим богатством и свалить всю вину на него. У них получилось. Омера посадили.

Кадр из 11 серии (источник: kinorium)
Кадр из 11 серии (источник: kinorium)

В тюрьме Омер сблизился с богатым заключённым. После пожара, случившегося в тюрьме, сумел сбежать. Благодетель позаботился, чтобы его, со страшными ожогами, врачи буквально вытащили с того света. В результате операции на лице его внешность сильно изменилась.

Вот настало время вернуться и мстить всем, кто его отправил в тюремный ад. Ведь там его постоянно пытали, избивали, мучили, чтобы он признался, куда дел деньги. Была сворована огромная сумма и убит человек.

В какой-то момент просто забываешь про Монте-Кристо – сериал начинает совершенно свою, оригинальную жизнь.

Он не просто рассказывает о судьбе Омера-Эзеля и его мести. В нём словно препарируются души: постепенно, слой за слоем, оголяется суть каждого. Поразительно, как она многослойна эта суть, эта душа.

Наверное, в сценарии нет ни одного лишнего слова, он выстроен с математической точностью, события строго логичны и продуманы до мельчайших деталей. Это гениальное произведение мирового уровня, в котором так пронзительно раскрывается жизненная философия. А философия не бывает веселой, скорее она штука мрачноватая. (В конце статьи приведу несколько цитат из сериала).

Сериал поражает сильнейшими сценами, умнейшими персонажами. Они все обычные люди, а не психбольные с несчастным детством, которые уже поднадоели в ширпотребе турдизи последних лет.

Перевод прекрасный, высокопрофессиональный. Озвучен студией Лакки Продакшн специально для Кинопоиска.

Сериал состоит из 71 серии. Режиссёр – Улуч Байрактар. Его наиболее известные сериалы – "Внутри", "Карадаи", "Столкновение", "Менекше и Халиль" и др. Я смотрела "Внутри" и "Карадаи". Кстати, с "Внутри" началось моё увлечение турдизи. Для меня он был лучшим, пока я не увидела "Эзель" и "Пойраз Караел" (режиссёр – Чагры Вила Лостувалы, тоже признанный мастер).

В "Эзели" главную роль исполняет Кенан Имирзалыоглу. Эзель Байрактар (режиссёр дал ему свою фамилию, видимо, вложил кусочек себя) – до перевоплощения Омер Учар. Омера играет другой актёр (Исмаил Филиз).

Трагедия Эзеля-Омера – в дочерчивости. Он верил друзьям, верил Эйшан. Беспрекословно и безусловно верил. Но все они предали его. И теперь в Эзели горит лишь всепоглощающий огонь мести. Ему удалось отомстить. Но огонь внутри всё полыхает. Оказалось, его самая большая трагедия – даже не предательство близких, не мучения в тюрьме, а то, что он уже не может стать Омером. Он верил, что станет прежним Омером, когда расправится со всеми врагами. Но не стал. Он потерял бывшего себя, доброго, доверчивого, счастливого, любящего. Омер сгорел в пламени мести. Талантливейший актёр, красавец-мужчина Кенан Имирзалыоглу доказал, что он гениальный артист.

Любовь и ненависть всей жизни Эзеля-Омера – Эйшан. Этот образ воплотила в жизнь Джансу Дере. Кстати, в комментариях к разным сериалам часто встречаются негативные отзывы про неё, якобы выражение лица каменное, сама слишком сухая, да и не красавица. Я тоже никогда не была от неё в восторге, особенно не понравилась в "Великолепном веке". Недавно смотрела "Неверный", ну, что сказать, сериал вроде нормальный, персонажи тоже.

Но в "Эзели" в роли Эйшан никого даже близко невозможно представить, кроме неё. Высокомерие, мстительность, коварство, жестокость, интриги – всё это Эйшан. Она одновременно и жертва, и охотница-хищница. Но самое выдающееся качество в ней – предательство. Она предаёт всех и вся. Предаёт филигранно, убедительно. Никогда не возможно понять, где она искренна, а где играет. И именно Джансу подходит на эту роль, потому что её кажущееся каменным лицо прекрасно скрывает эмоции её персонажа, но на самом деле у неё внутри разыгрываются бури, пылают пожары, извергаются вулканы. И ей удаётся передать все чувства на самом высшем уровне. Теперь Джансу Дере – в списке моих любимых актрис.

Часто закадровый голос комментирует сущность того или иного события, идущего на экране. Каждое высказывание ёмкое, без философствования. Иногда это мысли персонажей, иногда – высказывание мудрого дяди Рамиса.

Двух друзей-предателей Омера-Эзеля – Дженгиза и Али по прозвищу "Клещи" – сыграли Йигит Оздженер и Барыш Фалай (снимался в "Позвоните моему менеджеру", в ныне идущем сериале "Омер" – Ришат).

Прекрасные образы создали Тунжел Куртыз (Рамис), Сарп Аккая (Тефик), Баде Ишчил (Шебнем), Седеф Авджи (Бахар), Халюк Бильгинер (Кенан), Ипек Билгин (Мелиха), Беязит Гулерджан (Мумтаз), Бурак Дакак (Мерт), Бурчин Терзиоглу (Азед), Рыза Коджаоглу (Теммуз), Кыванч Татлытуг (Секиз), Беррак Тузунатач (Баде).

(На всех фото - кадры из сериала "Эзель", kinorium)

Несколько закадровых высказываний:

" Предательство начинается с преданности" (эту фразу можно взять эпиграфом к сериалу. Как отметил закадровый голос, если бы не было преданности, то не было бы и предательства. Ведь, чтобы предать кого-то, сначала надо быть преданным ему).
"Когда вражда затягивается, твой главный враг становится другом. В самом конце придётся попрощаться с другом, которого ненавидишь".
"И сказал голос: на чьей ты стороне? Ведь на войне хуже всего остаться в середине".
"Изгнанники уйдут в одиночестве. Изгнанники уйдут из мира сего. Их никто не будет помнить".
"Изгнание – это не уход как таковой. Изгнание – это потеря всего. Невозможность подойти. Это значит , что ты будешь стоять на пороге жизни, но так и не сможешь войти".
"Все хотят счастья. Все хотят компенсации за пережитую боль".
"Сегодня история повторится. Сегодня история исправит свою ошибку".
"Любовь – это такая игра, при которой можно подорваться на собственной же мине".
"Стыд – это самый большой секрет. Ведь наши самые худшие поступки, самая дикая ярость, скрытное предательство основаны на желании, на жадности и эгоизме".

О другом шедевре турдизи - здесь.