Найти тему
Бумажные комиксы

«Белый песок» Брендона Сандерсона: «Сброшенные маски» (как жаль, что перед финалом здесь сменили художника!.. стало заметно хуже)

…Я точно знаю, что порядки в Диеме пора менять. Мы долго стояли особняком, не замечая, что другие фракции ополчились на нас. Теперь новый А’кар разжигает ненависть к мастерам песка среди керцтийцев… У меня почти не осталось друзей, Крисс.

Противостоя очередному подосланному к нему убийце, Кентон словно бы напоминает самому себе: «Но я привык бороться и твёрдо знаю, что выход есть всегда… Нужно только его найти». Точно так же он продолжает гнуть свою линию и по части судьбы вверенного ему Диема: в скором времени судьи – члены тайшина – должны будут принять окончательное решение, касающееся мастеров песка, и Кентон не оставляет своих безнадёжных, казалось бы, попыток уговорить их встать на его сторону.

Лицемерие – основа политики, Кентон. Пусть личные разногласия не мешают нам. Эта сделка будет выгодна обоим.

Однако проблемы день ото дня только множатся: мало того, что «верховный керцтийский жрец заказал моё убийство», так ещё и сам Кентон вынужден был вызвать своего давнего соперника Драйла на смертельный поединок (хотя «мастера песка не дрались друг с другом уже несколько сотен лет»). Кроме того, внезапно пропали лорд купец и лорд генерал – и «говорят, они сбежали, чтобы не участвовать в голосовании тайшей»

Верховный судья сохранит Дием, если тайшин примет единогласное решение. Отсутствие двух тайшей тебе совсем не на руку. Похоже, они хотят сорвать голосование.
Разворот из графического романа Брендона Сандерсона «Белый песок. Книга 2. Сброшенные маски» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Брендона Сандерсона «Белый песок. Книга 2. Сброшенные маски» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Одновременно с этим герцогиня продолжает свои записи (за раздел “Ars Arcanum” отвечал сценарист Айзек Стюарт), иногда описывая, например, кухню Ясной стороны («Заметка: некоторые песочники на вкус лучше других. Вкус варьируется от маслянистого до резкого с ароматом дичи»), но куда как чаще посвящая страницы размышлениям о тайнах песчаного мастерства и поискам ответа на главный тревожащий её вопрос: «Сработает ли песчаное мастерство на Тёмной стороне?» А что, если «эта сила там бесполезна»?..

Песчаное мастерство заключается не в умении управлять множеством лент. Это искусство, в котором точность побеждает грубую силу. {…}
…В основе истинного песчаного мастерства лежит продуманность действий и установка прочной мысленной связи с песком. Мастер должен понимать все нюансы песчаного мастерства и уметь направлять его. С песком нужно обращаться как с ребёнком: не заставлять силой, а дружелюбно подталкивать к нужному решению.

Пускай Крисс не теряет надежды («Только мастера песка способны мне помочь»), все те, кто разбирается в данном вопросе, уверены, что на Тёмной стороне песчаные мастера сражаться попросту не смогут: «Без солнечного света им не перезарядить песок», – а стало быть, их «волшебство» не будет работать.

Разворот из графического романа Брендона Сандерсона «Белый песок. Книга 2. Сброшенные маски» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Брендона Сандерсона «Белый песок. Книга 2. Сброшенные маски» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Так Брендон Сандерсон и автор графической интерпретации его романа Рик Хоскин элегантно решают ту проблему «Белого песка», о наличии которой я уже говорил ранее: заявленный здесь размах слишком велик для двухтомника, на этой дистанции никак нельзя и разобраться с текущими проблемами Диема, и победить угрожающую Элизу могущественную Династию – что-нибудь одно. Получается, в рамках непосредственно этой истории само существование некой Империи – не более чем предлог для того, чтобы в принципе подступить к рассказу.

Говоря иначе, герцогиня Криссалла как приехала, так и уедет, и всё её знакомство с Кентоном – лишь несколько избранных страниц её довольно-таки толстого (как мы можем при желании вообразить) дневника, начало, продолжение и финал которого либо утрачены, либо ещё не опубликованы, либо пока что не написаны вовсе. Перед нами – не столько роман, сколько повесть, которая могла бы (или может ещё) стать частью чего-то куда как большего, но даже если нет – она хороша и сама по себе, без каких-либо добавлений.

Так – отдельной книжкой – издавали у нас «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» Аркадия Гайдара или специально вырезанную для детской аудитории историю Гавроша из «Отверженных» Виктора Гюго; так, с позиции самодостаточности, рассматривают порой «Великого инквизитора» Достоевского. Теперь дело, как я понимаю, за Брендоном Сандерсоном – кому, как ни автору, решать, нужно ли дописывать к имеющемуся всё остальное.

Как говорят элизианские моряки: «Самые яркие звёзды – не всегда лучший ориентир».
Фрагмент задней стороны обложки графического романа Брендона Сандерсона «Белый песок. Книга 2. Сброшенные маски» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Фрагмент задней стороны обложки графического романа Брендона Сандерсона «Белый песок. Книга 2. Сброшенные маски» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Но пора от умеренной радости перейти к величайшему сожалению. Увы и ах, но второй том этого графического романа наносит весьма болезненный удар там, где того меньше всего хотелось бы ждать. Пройдя середину пути, «Белый песок»… меняет художника!.. И на место Джулиуса Гопеса (отмечавшего за все главы вплоть до одиннадцатой) встаёт Джулиус Охта (глава 12), но лишь затем, чтобы его тут же сменил Фриц Касас (главы 13–18)… Обескураживающая разница видна невооружённым глазом.

Замена художника в комикс-вселенной – дело вполне себе обычное. Даже если серию на постоянной основе ведёт кто-нибудь один, всегда может случиться так, что мастер по каким-либо причинам не успевает (нагрузка ведь слишком велика, главы-то надо выпускать регулярно!) – и ему на помощь приходят коллеги, подменяя его на какое-то время. Чаще всего мы, простые читатели, этого даже не замечаем, потому как либо автор текста на такой случай позволяет себе ненадолго отойти от основного повествования ради побочного сюжетика (что прекрасно обосновывает сменившуюся манеру рисунка), либо… Либо новый художник работает столь же качественно, как и его предшественник, не давая нам повода заподозрить подмену.

Здесь же – случай воистину возмутительный. Говоря о достоинствах «Белого песка», мастерство Джулиуса Гопеса безо всякого преувеличения можно было ставить на первые строчки: плотный, насыщенный рисунок, выразительные движения, достоверная мимика!.. К самой сути этой приключенческой истории кое-кто наверняка отнесётся не без иронии, но так как это не просто роман, а графический роман, достойное, убедительное изображение безусловно компенсировало определённые литературные недостатки.

Разворот из графического романа Брендона Сандерсона «Белый песок. Книга 2. Сброшенные маски» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Брендона Сандерсона «Белый песок. Книга 2. Сброшенные маски» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

И вдруг – такая разительная перемена!.. Увы, Гопеса сменили художники, и близко даже не дотягивающие до его уровня… На двенадцатую главу попросту больно смотреть! Пропала вся былая глубина, песок утратил свою фактуру, с лиц исчезли морщины!.. Осталась лишь пустая, стерильная, выхолощенная банальность!.. Чуть дальше ситуация отчасти исправляется, но былой идеал утрачен – к новому рисунку постепенно, волей-неволей привыкаешь, но сказать, что он, вот такой, тебе нравится… лично я ну никак не смогу.

Нет смысла выяснять причины, как так вышло: книга издана. Но последние главы романа пролистываешь, не переставая удивляться… Печально, очень печально. Мириться с этим не хочется, но… Если вы уже купили первый том, то ведь наверняка же захотите узнать, чем тут всё дело кончилось. Отговаривать было бы странно, поэтому… Просто имейте в виду.

Дабы разрешить свои противоречия, двое мастеров песка сойдутся в схватке один на один. Да будет слава победителю и горе побеждённому. Пусть этот день больше не повторится. Мастера песка, начинайте.
Обложка графического романа Брендона Сандерсона «Белый песок. Книга 2. Сброшенные маски» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Обложка графического романа Брендона Сандерсона «Белый песок. Книга 2. Сброшенные маски» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Белый песок» Брендона Сандерсона: «Время перемен»

«Сказки» Билла Уиллингхэма и Марка Бэкингхэма: «Издание делюкс. Книга пятнадцатая»

«The Sandman. Песочный человек» Нила Геймана: «Увертюра»

«Болотная Тварь» Алана Мура и работавших с ним художников во главе со Стивеном Р. Биссеттом: «Издание делюкс. Книга первая»

«Львы Багдада» Брайана К. Вона и Нико Анришона

«Блэксэд» Диаса Каналеса и Гуарнидо: книга 4 («Итак, всё падает. Часть первая»)

Рецензия на книгу Натали Портман «Сказки»

Рецензия на книгу Грегори Манчесса «В ледяном плену»

Рецензия на книгу Г.Ф. Лавкрафта «Ужас Данвича» с иллюстрациями Франсуа Баранже

39-й анонс «Бумажных комиксов»: Фудзимото, Кисимото, Сандерсон да Лавкрафт!

Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!