Найти в Дзене
Фонотека в кармане

Mahavishnu Orchestra - Between Nothingness & Eternity, 1973 (живой звук, часть 15)

Создавая свою музыку на основе опыта, приобретённого в работе с такими мастерами как Майлс Дэйвис и Тони Уилльямс, Джон Маклафлин поднял оркестр Махавишну на недостижимую высоту. Их звучание не было похоже ни на кого из игравших тогда коллективов и больше напоминало всё же рок-музыку чем традиционный джаз, хотя почитали Маклафлина в обоих лагерях. Вскоре после выпуска своих знаковых альбомов The Inner Mounting Flame и Birds Of Fire группа быстро завоевала репутацию одной из самых громких и убедительных коллективов 70-х годов. Таким образом, с таким грозным звуком, отражающим содержание их студийных альбомов, можно было только представить, какие волнующие выступления оркестр Махавишну способен вызвать в живом исполнении. Летом квинтет состоявший из Джона Маклафлина (гитара); Яна Хаммера (клавишные); Джерри Гудмана (скрипка); Рика Лэрда (бас) и Билли Кобэма (ударные) отправился в лондонскую Trident Studios, чтобы записать третий безымянный альбом, который тогда так и не увидел свет. 1973
Оглавление

Создавая свою музыку на основе опыта, приобретённого в работе с такими мастерами как Майлс Дэйвис и Тони Уилльямс, Джон Маклафлин поднял оркестр Махавишну на недостижимую высоту. Их звучание не было похоже ни на кого из игравших тогда коллективов и больше напоминало всё же рок-музыку чем традиционный джаз, хотя почитали Маклафлина в обоих лагерях. Вскоре после выпуска своих знаковых альбомов The Inner Mounting Flame и Birds Of Fire группа быстро завоевала репутацию одной из самых громких и убедительных коллективов 70-х годов. Таким образом, с таким грозным звуком, отражающим содержание их студийных альбомов, можно было только представить, какие волнующие выступления оркестр Махавишну способен вызвать в живом исполнении.

Летом квинтет состоявший из Джона Маклафлина (гитара); Яна Хаммера (клавишные); Джерри Гудмана (скрипка); Рика Лэрда (бас) и Билли Кобэма (ударные) отправился в лондонскую Trident Studios, чтобы записать третий безымянный альбом, который тогда так и не увидел свет.

1973 года третий альбом Оркестра уже был записан, но до его выпуска дело так и не дошло. Что случилось внутри коллектива думаю точно не скажет никто, но похоже союз сильных личностей дал трещину.

Кен Скотт (продюсер):

Наверное, это был один из самых сложных проектов, над которыми я когда-либо работал, потому что было просто ужасно видеть, как они разваливаются.

Рик Лэрд:

Спустя пять дней после начала сессия, я помню, как Джон ушел из студии в слезах.

Некоторое напряжение внутри коллектива порою создаёт благодатную почву для творчества, яркий пример – группа Cream, но губительно сказывается на существовании этого коллектива. Звезда Mahavishnu Orchestra набрала критическую массу и была готова вспыхнуть Сверхновой, но тут в дело вмешался бизнес. По контракту с Columbia группа должна была лейблу ещё один альбом, а на август 1973 уже был заключено соглашение о двух выступлениях в Центральном Парке Нью-Йорка. Ребята вышли из ситуации с достоинством: отыграли концерты, при этом исполнили не только материал со своих предыдущих релизов, но и композиции, которые записывались для того самого третьего альбома. Шоу были записаны, а три новых композиции составили сет-лист концертного альбома Between Nothingness & Eternity, вышедшего в ноябре 1973 года, когда первого состава Mahavishnu Orchestra уже не было.

-2

Несмотря на внутренние разногласия, а может быть и из-за них, альбом получился искрящимся, пылким и невероятно энергичным. Ни за что не скажешь, что ребята просто отрабатывали номер.

Выступление начинается с Trilogy. Билли Кобэм, открывая композицию ударом гонга, задаёт настроение увертюры. Джон Маклафлин медленно рисует мелодический пейзаж своей гитарой, чтобы другие участники постепенно дополняли и раскрашивали создаваемую им картину. Сольные партии взяли на себя Маклафлин и клавишник Ян Хаммер. В небесном пейзаж клавишных Яна Хаммера вперёд выходит скрипка Джерри Гудмана, к которой вскоре присоединяется Билли Кобэм, выводя композицию из медитативного настроение к энергетическому взрыву.

В более спокойной Sister Andrea авторства Яна Хаммера слышатся фанковские нотки, но солирует здесь вовсе не клавишник, а гитарист, которому музыканты отдают всё пространство второй части композиции.

Завершается альбом двадцатиминутным произведением Джона Маклафлина под названием Dreams. Взрыв струнных в самом начале композиции ассоциируется с кипящим вулканом, который вот-вот обрушит на окружающую его землю свой гнев, но завершение этого бурления походит не на взрыв, а на медленный подъём раскалённой магмы из жерла. Кипящая масса движется по склону с каждым пройденным метром набирая массу и скорость. Каждый из участников поддерживает и дополняет эту волну, не отступая даже, когда его коллега выдвигается вперёд для исполнения соло партии. Группе даже удалось немного разрядить обстановку в центре композиции, включив в него мелодичную тему из композиции Sunshine Of Your Love, но это не остановит поток, и кажется что его не остановит ничто, кроме времени. Хронометраж записи ограничен, но музыка бесконечна.

Предыдущие выпуски рубрики "Живой звук":

Живой звук | Фонотека в кармане | Дзен

Подписывайтесь на канал, будет интересно.