Цифра дня, однако. Только вдумайтесь, 3,4 миллиарда! В рублях, я тут пересчитала по курсу на 25 мая 2023 года, получилось: 272 миллиарда.
И это на создание одного... лунного посадочного... модуля. Понятно, что дальше по шаблону можно будет много таких наклепать. И всё-таки. Чтобы вы понимали, это лишь часть общей стоимости высадки одного экипажа на очень близкой к нам Луне. Что уж говорить про Марс, на котором надо будет ещё целую колонию разбить.
Как бы то ни было, Джефф Безос, основатель компании Blue Origin, выигравшей контракт, радостно вернулся в лунный бизнес.
Посадочный модуль Blue Moon с экипажем Blue Origin (что столько Blue?? Тоску наводит!) опустится на спутник Земли в рамках миссии НАСА Artemis V. Планируется, что она отправится к южному полюсу Луны в 2029 году.
К слову, космическое агентство США с горестью сообщило, что вообще-то изначально планировалось раздать денег нескольким подрядчикам, которые бы создали несколько вариантов лунных посадочных модулей. Но внеплановое сокращение бюджета потребовало выбора только одной компании. Сами знаете, куда сейчас заливаются миллиарды долларов из бюджета страны. Нам бы на своей планете порядок навести...
Если отойти от большой политики, компания за почти 4 лярда обязуется разработать, испытать и дополнительно потестить свой посадочный модуль высотой 16 метров. Также она договорится об отправке на Луну одного готового модуля без экипажа.
В проекте также поучаствуют компании Lockheed Martin, Draper, Boeing, Astrobotic и Honeybee Robotics.
Посадочный модуль будет представлен заказчику в трёх вариантах. Одна из них представляет собой одностороннюю грузовую версию грузоподъёмностью 30 тонн. Вторая - многоразовое грузовое судно грузоподъёмностью 20 тонн. Третья версия будет рассчитана на экипаж до четырёх человек.
Каждая из версий будет иметь расчётный срок службы 30 дней. Месяц то есть. Земной месяц. Этим параметром я, честно говоря, изрядно удивлена, но, зная как умело инженеры НАСА порой продлевают миссии в десятки раз, пожалуй, ничего тут не скажу.
Ещё из интересного: во время миссии Artemis V модуль Blue Moon состыкуется с окололунной космической станцией Gateway, на борту которой будут находиться два астронавта. (Господи, я даже боюсь думать, во сколько она обойдётся НАСА и партнёрам!)
В отличие от лунных модулей программы Apollo, в которых использовались гидразин и четырехокись азота (N2O4), Blue Moon будет работать на жидком водороде и жидком кислороде.
Новая система будет поддерживать жидкости в переохлаждённом состоянии, чтобы они не выкипали. Также корабль сможет дозаправляться с помощью космического танкера, оснащённого криоохладителями на солнечных батареях. А вот это звучит очень вкусно! Лишь бы работало, как заявлено. Не хотелось бы непредвиденных аварий на орбите Селены.
Когда Blue Moon сядет возле южного полюса Луны, экипаж проведёт там неделю. Проведя необходимые исследования, астронавты вернуться на лунную орбитальную станцию.
Как я понимаю, три вариации модулей (и две конструкции) потом должны будут как-то окупиться. Во всяком случае Лиза Уотсон-Морган, руководитель программы высадки человека НАСА, говорит, что две конструкции обеспечивает большую надёжность и будут способствовать регулярным посадкам на Луну.
Такой подход расширяет возможности для бизнеса, который может обслуживать других клиентов и способствовать развитию лунной экономики, заключает Уотсон-Морган.
Мы пишем про достижения науки, суперсовременные технологии и их внедрение, рассказываем о том, каким будет будущее.
Если вам нравятся наши новости, подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайки. Эти нехитрые действия помогают нам в развитии и сборе средств для финансирования проекта.
Также наши сообщества есть в Telegram, Twitter*, ВК, Facebook*, "Одноклассниках". Приходите, если вы бываете там чаще, чем на Дзене. Ищите нас по названию "Восемь красных линий".
*запрещены или заблокированы в РФ.