Дитя столицы, с юных дней
Он полюбил её движенье,
И ленты газовых огней,
И шумных улиц оживленье.
Он полюбил гранит дворцов,
И с моря утром ветер влажный,
И перезвон колоколов,
И пароходов свист протяжный.
Он не жалел, что в вышине
Так бледно тусклых звёзд мерцанье,
Что негде проливать весне
Своих цветов благоуханье;
Что негде птицам распевать,
Что всюду взор встречал границы, -
Он был поэт и мог летать
В своих мечтах быстрее птицы.
Он научился находить
Везде поэзию – в туманах,
В дождях, не устающих лить,
В киосках, клумбах и фонтанах
Поблёкших городских садов,
В узорах инея зимою,
И в дымке хмурых облаков,
Зажжённых зимнею зарёю…
Петербург,
1884 год.
Семен Яковлевич Надсон (1862-1887 годы жизни), - в историю русской литературы вошел как выразитель размышлений, мироощущения и настроений целого поколения интеллигенции, – того поколения, чья молодость совпала с концом 1880-х годов.
Многие самые важные события жизни С. Я. Надсона связаны с Петербургом – может быть поэтому образ Города в его лирике имеет особое значение.
В Петербурге С. Я. Надсон родился; в Петербурге он был определён во Вторую Военную гимназию и в 1879 году окончил её курс. Ещё учась в гимназии, Семён Надсон активно участвует в сборе литературных материалов и издании рукописного журнала: начинает создавать собственные стихотворения; пробует себя в роли помощника литературного редактора гимназического журнала.
В 1878 году в журнале «Свет» было впервые опубликовано стихотворение С. Я. Надсона; затем последовали публикации на страницах периодических журналов «Русская мысль», «Слово», «Русская речь». Знакомство с поэтом Алексеем Николаевичем Плещеевым сыграло важную роль для литературного становления С. Я. Надсона: А. Н. Плещеев высоко оценил лирику Надсона; при содействии А. Н. Плещеева, по его рекомендации, с 1882 года Семён Надсон начинает сотрудничать в журнале «Отечественные записки»; стихотворения Надсона обращают на себя внимание читающей интеллигентной публики Петербурга.
Далеко не случайно впоследствии Семён Надсон с благодарностью не раз отзовётся о поэте Алексее Плещееве, будет называть его «Своим литературным крёстным отцом». В начале 1880-х годов в «Отечественных записках» публикуются не только стихотворения Семёна Надсона, но и его рецензии на поэтические сборники. В январе 1884 года в «Еженедельном обозрении» была опубликована статья С. Я. Надсона «Поэты и критика».
Уже после смерти С. Я. Надсона – в 1887 году, вышел в свет сборник «Литературные очерки. 1883-1886 годы»; в этом сборнике были собраны воедино литературно-критические работы, а также оставшиеся в рукописи, не опубликованные при жизни поэта «Заметки по теории поэзии».
А в 1885 году увидел свет единственный изданный при жизни Семёна Надсона его поэтический сборник, который принёс автору славу и литературное признание. Уже на следующий, 1886 год, поэтический сборник был удостоен Пушкинской премии Академии Наук; это событие произошло в Петербурге; на соискание Пушкинской премии поэтический сборник был выдвинут на основании вдумчивой, талантливой комплиментарной рецензии Якова Карловича Грота – филолога, профессора Петербургской Академии Наук.
Лирика С. Я. Надсона – во многом противоречива; в ней есть напряжённый поиск диалога с читателем, тема одиночества и преодоления уныния и печальных размышлений о напрасности и быстротечности человеческой жизни.
«Лирический адресат поэзии Надсона – не просто необходимый «участник» произведения; он друг и брат, сверстник, принципиальный союзник, связанный с лирическим героем общностью мировоззрения – поэтому не случайны обращения, в которых Надсон очень чётко выразил своё отношение к читателю… В одних он (Надсон С. Я.) пробуждал полузабытые чувства; другие узнавали в нём самих себя; третьих он ставил лицом к лицу с вопросами, существование которых они до тех пор только смутно подозревали.» - Арсеньев К. К. Критические этюды по русской литературе. – СПб.: 1888 год. – Том 2. – С. 102.
В лирике Семёна Надсона есть стремление к диалогу с читателем не только из-за острого осознания своего одиночества: поэт стремится к размышлению о времени, в котором ему пришлось жить, и к этому размышлению он приглашает своего читателя. Отсюда – открытость и искренность диалога с читателем: поэт видит в нём друга и современника, способного откликнуться на духовные запросы времени. Напряженность и эмоциональность диалогу придаёт четкое понимание быстротечности, краткости человеческой жизни; жизнь коротка, её дни проходят очень быстро, именно поэтому дорог каждый искренний дружеский диалог, - таково убеждение С. Я. Надсона.
Наряду с гражданской и философской лирикой в творческом наследии С. Я. Надсона значительное место занимает лирика пейзажная и любовная; любовная лирика очень личностна, автобиографична. Многими литературными критиками – рецензентами поэтического сборника С. Я. Надсона – было отмечено, что поэт глубоко искренен в диалоге со своим читателем; искренность и эмоциональная глубина стихотворений создают у читателя ощущение соприкосновения со страницами дневника, на страницах которого запечатлена история любви.
Есть ещё одна интересная индивидуальная особенность пейзажной и любовной лирики С. Я. Надсона: напевность, мелодичность лирики привлекали внимание профессиональных композиторов. К поэзии Семёна Надсона в разное время обращались Э. Ф. Направник, С. В. Рахманинов, А. Г. Рубинштейн, Ц. А. Кюи; более 100 стихотворений было положено на музыку.
После смерти С. Я. Надсона его лирика получает ещё большую известность; появляется содержательная и интересная для своего времени критическая литература – Н. К. Михайловский, Л. Е. Оболенский, А. М. Скабичевский обращаются к изучению творчества Семёна Надсона.
Памяти Надсона посвящают свои стихотворения Я. П. Полонский, К. М. Фофанов, И. А. Бунин.
Но мнения о творческом наследии поэта резко разделяются: например, поэты-символисты очень резко и негативно отзывались о его лирических стихотворениях. Например, в 1908 году В. Я. Брюсов высказался так: «Невыработанный и пёстрый язык, шаблонные эпитеты, скудный выбор образов, вялость и растянутость речи – вот характерные черты Надсоновской поэзии, делающие её безнадёжно отжившей.»
Думается, столь резкое разделение мнений о творческом наследии поэта – признак того, что в нём есть скрытая диалогичность, противоречивость, глубина. Мы не в праве навязывать своё собственное мнение о лирическом произведении кому бы то ни было – не правда ли, уважаемый читатель?… Для того, чтобы составить своё собственное мнение, необходимо самостоятельно обращаться к поэзии, развивать художественный вкус. Поэтому противоположные мнения литературных критиков и поэтов о творческом наследии одного и того же человека – это серьёзный стимул к самостоятельному прочтению произведений, которые вызвали взаимоисключающие оценки и толкования.
Лирика Семена Яковлевича Надсона достойна того, чтобы обратиться к ней и вдумчиво перечитать, составив своё собственное непредвзятое мнение. Осмыслить творческие находки, выявить противоречия и задуматься о значении глубины и искренности диалога поэта и читателя.