Игра, в которой практически ничего не напоминает, что ее сделали в Arkane
Arkane прославилась как компания, создающая игры с проработанными сюжетами и мирами, где у игрока при прохождении есть выбор различных вариантов действий. Иными словами, ее визитная карточка — иммерсивные симуляторы. Достаточно вспомнить Dishonored или недавнюю Deathloop. Обе игры отличались богатым лором, действительно предоставляли нам свободу выбора и, что не менее важно, инструменты, которые позволяли творчески этой свободой пользоваться.
Redfall должна была развить этот успех, но перенести его на новую почву, скрестив иммерсивный симулятор с лутер-шутером на четверых игроков (можно играть и в одиночку). В основе сюжета здесь история островного городка Редфол, который захватили вампиры. Остатки живых обитателей города в ужасе прячутся по чуланам, по улицам разгуливают кровососы и их прихвостни. Даже с солнцем произошло что-то нехорошее, будто наступило перманентное затмение, позволяющее живым мертвецам спокойно действовать в любое время суток. Мало того — чтобы никто не мог сбежать, вампиры заставили морские волны отступить от берега, и теперь те стоят неприступной стеной вокруг несчастного острова.
Казалось бы, ситуация совершенно безнадежная, но среди выживших находится несколько человек, которые, возможно, сумеют докопаться до источника всех несчастий, одолеть самых могучих кровососов и бросить вызов загадочному Пустому человеку — существу, с которого, судя по всему, начались неприятности на острове.
У каждого из четырех смельчаков — свои уникальные способности. У Джейкоба есть ручной ворон и верная снайперская винтовка. Лейла способна останавливать вражеские пули с помощью магического зонта и затем возвращать их отправителям, а также помогать отряду забираться на высокие поверхности с помощью волшебного лифта и призывать на помощь бывшего бойфренда-вампира. Девиндер использует в бою необычные изобретения вроде электрического копья, телепорта и ультрафиолетовой лампы массового поражения. Ну а Реми лечит соратников и кидается взрывчаткой, а саму ее везде сопровождает робот-помощник, который может отвлекать на себя внимание врагов в бою.
Проблемы, если вам особенно не повезет, начинаются с самого старта, потому что Redfall, помимо всего прочего, очень сильно забагованная игра. Например, нам с напарником пришлось банально перезапускаться в первые же минуты, потому что у него по какой-то причине просто не загружались важные сюжетные объекты на карте. После этого мы постоянно наблюдали баги разной степени непростительности. Впрочем, надо признать, что в основном это были визуальные «косяки» вроде персонажей с отключенной анимацией ходьбы или застывших в Т-позе, а также различные огрехи освещения. При этом один из нас играл на PC, а другой — на Xbox Series X, но впечатлениями от вновь замеченных багов регулярно делились оба, так что консольным геймерам тут расслабляться тоже не стоит.
Но даже если бы Redfall работала без единой ошибки, к ней все равно была бы куча претензий. И главная из них: здесь практически ничто не напоминает о том, что это вообще-то игра от Arkane. Redfall лишь с большой натяжкой можно назвать иммерсивным симулятором. Формально элементы жанра в игре присутствуют: практически в каждой миссии можно, например, проникнуть в здание разными путями. Но когда об этом заходит речь, мне всякий раз вспоминается квест, где мы оказались перед выбором: либо взломать ворота, чтобы проникнуть на закрытую территорию, либо пролезть через дыру в заборе, расположенную буквально в метре справа. В последний раз такой уровень «иммерсивности» я видел, кажется, в первой локации недоброй памяти Greedfall и надеялся, что не увижу больше никогда — а вот поди ж ты!
Конечно, до такого игра опускается не всякий раз, но даже когда альтернативные пути не столь же очевидны, искать их нет совершенно никакой мотивации, потому что в Redfall слыхом не слыхивали про баланс. Команда из двух человек выносит вообще все на своем пути, не особенно напрягаясь. На раз-два ложатся и вампирские прихвостни из числа обращенных местных жителей, и обычные вампиры, и более продвинутые их модификации, обладающие особыми способностями. И все это — на самом высоком уровне сложности, доступном при первом прохождении. Из-за этого разыскивать менее охраняемые точки входа, обдумывать стратегию, координировать действия отряда просто ни к чему. Зачем, если можно войти через парадную дверь и обрушить на противников ураган свинца, который гарантированно принесет вам победу? Даже о специальных способностях героев вспоминаешь через раз — настолько слабыми кажутся самые грозные враги.
С лутер-шутерной составляющей дела тоже не задались. Во-первых, характеристики у новых пушек обычно не особенно вдохновляющие. Немножко лучше тут, немножко хуже там. Вроде берешь что-то новое, но не появляется ощущения, что приобрел что-то действительно крутое. Во-вторых, тут вам не какая-нибудь Destiny 2, поэтому не ждите, что у каждой фиолетовой или золотой пушки будет собственный красивый скин: обликов оружия очень немного, и они постоянно повторяются. Лишний повод устало вздохнуть, меняя один шотган или коломет на другой.
Похожая проблема с ролевыми элементами. Побеждая врагов и проходя квесты, вы накапливаете опыт и время от времени зарабатываете новые уровни, получая возможность прокачивать способности персонажа. Проблема только в том, что апгрейды эти, как правило, настолько скучны, что можно подолгу сидеть в меню прокачки, да так и не решить, какой из них вызывает у вас меньше всего зевоты. Здесь нет больших, интересных открытий — только крохотные улучшения к уже имеющемуся у вас арсеналу способностей, которые вроде бы делают жизнь чуть попроще, но как же хочется, чтобы разработчики предложили что-то интереснее!
Даже сюжет, ради которого теоретически можно было бы продолжать играть, когда все остальное говорит тебе «беги!», в этот раз совершенно не задался. История про вампирский остров получилась максимально скучной и предсказуемой, а от дизайна квестов порой хочется просто выть. «Обыщите все большое поместье и найдите три куклы. Теперь обыщите то же поместье и уничтожьте трех конкретных врагов, которых здесь раньше не было». Весело — аж волосы дыбом!
Redfall — это игра-загадка. Как у разработчиков с таким реноме получилось нечто настолько провальное? Почему люди, съевшие собаку на иммерсивных симуляторах, так накосячили с этой частью игры? Что произошло с балансом? Куда смотрели плейтестеры? Много вопросов, мало ответов. Кроме одного: нет, играть в это, пожалуй, не стоит.