Найти тему

Древнерусское летописание

Что такое летопись? Это тексты, содержащие описание исторических событий по летам, т. е. по годам, написание которых началось на Руси с XI в. В основном летописи состоят из статей, поделенных на годы и начинающихся словами: «В лето». Часто события отделяются друг от друга оборотами «в то же лето» или «тои же зимы».

Описание может быть как пространным, так и кратким, содержать информацию разного рода: о рождении, браках и смертях членов княжеского рода, смене князей, междоусобицах, войнах и др. Бывают и сведения, тексты, выходящие по своей сути за рамки летописи, т. е. документы, договоры, наставления, жизнеописания, перечни князей или церковных иерархов и др.

Заказчиками летописей были церковные иерархи, князья и настоятели монастырей. А местом составления летописи являлись кафедральные соборы или монастыри.

XI-XIV вв.

Важнейшими из сохранившихся рукописей данного периода являются Лаврентьевская, Радзивиловская, Московско-Академическая, Ипатьевская, Хлебниковская летописи. Они содержат в части до 10-х гг. XII в. практически идентичный текст, начинающийся словами: «Се повести времяньных лет». Поэтому они получили в науке наименование «Повесть временных лет». Она состоит из большой недатированной части, рассказывающей о расселении народов после потопа, происхождении Киева, визите апостола Андрея Первозванного на Русь и др., и погодных статей с 852 г. по 10-е гг. XII в.

Источник: www.booksite.ru
Источник: www.booksite.ru

Очевидно, данная часть писалась на основе устной традиции и византийских источников. С первой половины XI в. появляются сообщения о событиях, которые подтверждаются зарубежными источниками, что свидетельствует о ведении летописания в Киеве.

Рассмотрим летописи.

1. Лаврентьевская. Создана в 1337 г. на основе более ранней рукописи монахом Лаврентием и еще двумя писцами, возможно, в Нижнем Новгороде по заказу великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. Сохранилась в одном пергаментном списке и отражает летописание Киева, Переяславля-Южного и Владимира-Суздальской Руси до 1304 г.

2. Радзивиловская. Создана около 1487 г. в Великом княжестве Литовском. По содержанию схожа с Лаврентьевской летописью. Свое название получила от литовского аристократического рода Радзиловых, которым она принадлежала в XVII в.

Ценность летописи заключается в наличии более 600 миниатюр, иллюстрируемых описываемые события. Возможно, летопись была написана во Владимире.

3. Московско-Академическая. Это летописный сборник, сохранившийся в рукописи конца XV в. Получила свое название от Московской духовной академии, в собрание которой входила. Сборник состоит из трех разнородных частей. Первая часть с начала до 1206 г. совпадает с Радзивиловской летописью. Вторая часть – 1205-1238 гг., совпадает с Софийской I летописью старшей редакции. Третья часть – с 1237 г. по октябрь 1418 г. представляет собой краткую летопись, включающую ряд известий о Ростове и ростовских князьях.

3. Ипатьевская. Это летописный свод южной редакции конца XIII – начала XIV вв., состоящий из семи списков. Древнейший список – Ипатьевский, относится к XV в., обнаружен Н. М. Карамзиным в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Костромы. Данный список заканчивается 1292 г.

Второй значимый список – Хлебниковский. Датируется XVI в. и восходит к тому же оригиналу, что и первый, но отличается более правильным прочтением и порядком записей, так как в Ипатьевском перепутаны страницы местами.

Данный период связан с феодальной раздробленностью, что также не могло не отразиться в летописании.

XV в.

XV в. характеризуется объединительными тенденциями в русских княжествах, что обострило политическую и идеологическую борьбу, которая провоцировала пересмотр летописей и созданием общерусских сводов.

На развитие летописания повлияло появление множества монастырей и вхождение в обиход более дешевого материала – бумаги.

Обратимся к летописям этого времени.

1. Троицкая. Это летопись начала XV в., составленная в Москве и доведенная до 1408 г., в которой отразился общерусский митрополичий свод. Данный свод использует материалы из Москвы, Твери, Новгорода, Суздаля, Ростова и др.

Особое внимание в своде уделяется святителю Киприану, митрополиту Киевскому, после смерти которого в 1406 г. свод был составлен.

До историков дошел только единственный список XVIII – начала XIX вв. Он использовался Н. М. Карамзиным для написания «Истории государства Российского», но был утерян в пожаре в 1812 г.

2. Новгородская Карамзинская. Это единственный список рубежа XV-XVI вв. Он получил свое название в связи с тем, что хранилась у Н. М. Карамзина.

Текст летописи содержит две отдельные подборки, из которых первая охватывает период от раздела земли сыновьями Ноя после потопа до 1411 г., а вторая – от 988 до 1428 гг.

Источник: strogin.ru
Источник: strogin.ru

Здесь новгородские летописцы впервые проявляют заметный интерес к событиям не только местным, но и общерусским. Научная ценность данного памятника определяется ее первичностью по отношению к Новгородской IV летописи, а также наличием уникальных статей, например, грамот константинопольского Патриарха Антония в Новгород 1390 и 1394 гг., которые не сохранились в иных летописях и списках.

XVI-XVIII вв.

Летописная традиция данного периода характеризуются более пространными летописными годовыми статьями, некоторые памятники по форме сблизились с историческими повестями и трактатами, сохраняя при этом все особенности летописного жанра.

В данный период были созданы крупнейшие исторические памятники: Никоновская, Воскресенская летописи, Лицевой летописный свод.

1. Софийская II летопись. Это летопись начала XVI в., сохранившаяся в двух списках – Архивском первой четверти XVI в. и Воскресенском середины XVI в.

Историки XIX в. обращали внимание на наличие в летописи записей, составленных в кругах антимосковских взглядов.

Текст Архивского списка начинается только с 1397 г., при его составлении были использованы официальные документы, связанные с Флорентийским собором 1439 г.

Наиболее оригинальными являются пространный рассказ о строительстве Успенского собора, отличающийся от помещенного в великокняжеской летописи, и о деятельности его строителя – Аристотеля Фиорованти, запись о трусливом поведении Ивана III во время стояния на Угре.

2. Никоновская летопись. Это крупнейший памятник русского летописания XVI в. Название дано по одному из списков, который принадлежал Патриарху Московскому Никону.

Особенность памятника заключается в наличие родословных росписей рядом с именами князей, близких к генеалогическим материалам. Источники рукописи были творчески обработаны составителями в интересах митрополичьей кафедры, последовательно раскрыты идеи защиты церковного имущества и прав Церкви на собственность, а также союза государства и Церкви, дано историческое обоснование ряда вопросов, которые были предметом обсуждения на церковном Соборе 1531 г.

3. Воскресенская. Это памятник XVI в., сохранившийся в нескольких списках: одни содержат первую половину, другие – вторую. Полный текст летописи отражен в Библиотечном списке и копиях с него и доведен до 1541 г.

При определении времени создания памятника учитывалось, что в последних статьях ее составитель симпатизирует Шуйским, последним в перечне митрополитов назван святитель Макарий, а польский король Сигизмунд упоминается живым.

4. Лицевой летописный свод. Создан в 70-х гг. XVI в. Является крупнейшим памятником официального русского летописания XVI столетия. Текст представлен рукописной компиляцией, украшен 16 000 миниатюрами.

Первые три тома посвящены всемирной истории, а последующие семь – русской. Последние два тома охватывают правление царя Иоанна IV. Завершается текст 1567 г.

К концу эпохи летописания рукописи перестали иметь погодное ведение и стали не писаться, а компилироваться. Поздние летописцы уже не являются летописными сводами, в которых каждый последующий автор продолжал труд своего предшественника. Они часто составлялись единовременно одним человеком, были посвящены отдельным сюжетам.

Окончанием летописания считается XVIII в., но окончательное ведение закончилось в начале XIХ в., так как было утрачено их государственное и политическое значение для страны.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение

Текст подготовил диакон Александр Иванов.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»

Страница проекта в VK

Наш канал в Telegram