6
«Хлопцы!!!», «Хлопцы!!!» - раздался старческий голос где-то и далеко слева.
- Сюда, хлопцы!!! К лесу они, к лесу они! — кричал старик, - посикальником там!
- Че, отец? - крикнул каратель.
- Сюда! Сюда! Там они! Со всеми своими оружиями!
***
- И отвернули они в сторону. Офицер их созвал. Метров семь-восемь не дошли до нас, — рассказывал Николай. - Дед чего-то там, все звал, вопил. Сам-то я не видел его, только слышал.
- Ну, прям кино, — недоверчиво бросил капитан.
- Ей-Богу, товарищ капитан, - перекрестился Николай, - так и было.
У капитана Гордеева зазвонил телефон.
- Да, товарищ майор. Да, работаем еще, — он бросил взгляд на сержанта, - думаю, к вечеру закончим. Расскажу все при встрече, - спокойно и мерно отвечал капитан. - Так точно товарищ полковник.
Капитан выключил телефон и, пробежав глазами в своих записях, что-то подчеркнул. Поднял голову и пристально посмотрел на Николая, словно пытаясь прочитать мысли. Потом сказал:
- Ладно, дальше что было?
***
- Все здесь? - шепотом спросил майор, оглядывая отряд.
Конечно, он видел всех перед собой. Они сидели в канаве куда и ползли до того момента, как их почти настиг патруль.
- Так, теперь на север, - по-прежнему шепотом продолжал майор, сидя в канаве, - до тех зарослей помоешных, — он указал на кусты рядом с захудалым двором, стоявшим на самой окраине хутора, - и до темноты лежим без звука. Двинулись.
Каратели стянулись на хутор, просто слонялись там без дела, оглядывая стариковские угодья, пока их командир разговаривал с дедком.
Из зарослей карателей хорошо было видно и почти слышно. Выбравшись из канавы, отряд сидел среди сухого силоса и остальных отходов скотного двора в густых кустах. «Поросенка еще не били» - пронеслось в мозгу у Николая, двор еще не чистили, сухо.
«Дивчина, то есть», «иль внучка», «Э, дед, или корову пользуешь?» - раздавалось тупое скотское ржание солдат.
Николай с мальчишкой сидел в глубине кустов, майор и Римша — чуть впереди, они осторожно наблюдали за деревней. Им было хорошо видно, как дед беседовал с офицером, он активно жестикулировал руками, что-то им объясняя, и указывая на юг. Спустя пару минут разговора офицер махнул рукой и отошел, что-то крикнув солдатам, стоявшим поодаль.
Все заняло всего несколько секунд… Просто очередь в спину деду… И все… Дедок даже ничего понять не успел, он рухнул лицо в землю и не шевелился.
И тут случилось непредвиденное…
«Суууки», - заорал мобик Римша и дал очередь по карателям.
Не попал. Каратели мгновенно попадали и вжались в землю - кто где. Они перекрикивались и показывали в направлении кустов.
В нос ударил знакомый запах порохового дыма. Николай закрыл мальчишке рот рукой. «Тихо парень, тихо», - только и повторял Николай.
- Дурак!!! Под трибунал пойдешь, — прошипел майор и вырвал автомат из рук мобика. Мобик не сопротивалялся.
- Отступаем, как планировали, медленно на север. На три, — уточнил он, видя, что Римша, пребывавший в шоке, не понимает где север. - По моей команде, — сказал майор и снова посмотрел на мобика.
- Я не хотел, товарищ майор, - дрожащим голосом пробормотал мобик, глядя в спину майору, который уже отвернулся от него и смотрел в сторону карателей.
Противник словно замер. Ни выстрела, ни движения - всех как будто перебила слабенькая очередь Римши. Стояла мертвая тишина.
- Со штабом связывается командир их, они не знают, сколько нас, — осторожно сказал майор, глядя на эту сцену. - Так, - продолжал он, - солнце почти в закате. Идите прямо, избегайте открытых пространств. Там впереди, километрах в двух, эта же речка будет поворот делать, наткнетесь на нее. Там я вас и догоню.
- Как так? - попытался возразить Николай, уже понявший, что задумал майор.
- Молчать, сержант, — не дослушал его майор, - времени нет. Римша, пацана бери вперед. Сержант, задержись.
Римша без автомата взял мальчишку за руку и полез через кусты вперед. Как боров. Тут же пронеслась первая очередь. Каратели приходили в себя. Они стреляли наугад, по движению кустов.
Майор посмотрел на Николая.
- Возьми вот это, сержант, — сказал он.
Он достал из внутреннего кармана разбитый телефон и протянул его Николаю.
- Передашь полковнику Большакову или своему командиру, но постарайся, чтобы обязательно дошло до полковника Большакова.
Еще одна очередь сухо ударила по сараю рядом.
- Запомнил? Там sd-карта внутри, там все что надо. Полковник Большаков поймет. Отдай, не подведи.
- Товарищ майор, — попытался опять что-то сказать сержант, но…
Один из карателей был совсем рядом у угла сарая. Майор толкнул Николая вглубь кустов и дал ответную очередь. Николай заметил как по полю, перейдя канаву с другой стороны, к ним подбираются еще двое карателей.
- Иди, сержант. Это приказ. Я приказываю тебе выжить.
В глазах майора появился какой-то страшный, сумасшедший, железный блеск.
Он сорвал с груди свой жетон и вложил его в руку Николаю.
- Давай сержант, на тебе все. Ты на север, я на восток. С богом!!!
***
- И все? - спросил майор, задумавшись, - так просто отдал тебе телефон и остался там? Майор Елисеев?
- Ей-Богу, товарищ капитан, - ответил Николай, - Да, так все и было. Ну, мы… То есть, я был уверен, что майор далеко нас не отпустит и прямо сзади и пойдет. То есть прикрывать будет. А так не получилось, - закончил Николай.
- А как получилось? - капитан сверлил Николая взглядом.
- Я только по кустам продрался и через поле метров на тридцать, и стрельба началась. Сначала несколько коротких и дальше длинные очереди пошли. Короткими майор бил.
- Почему майор? Почему ты так думаешь, сержант? - спросил капитан.
- Товарищ капитан, я наш АК ни с чем не перепутаю, он суше бьет, что ли...
- Понятно, - кивнул капитан и, записывая, продолжал: - По-твоему майор стрелял короткими очередями, а противник длинными…
- Так точно, товарищ капитан, у них не АК были, это сто процентов. Может, американские автоматы, может, европейские. Я их не очень отличаю. Не приходилось общаться плотно.
- Продолжай, — буркнул капитан.
- Потом…, - Николай задумался, вспоминая, - потом звук боя куда-то на два уходить начал, короче, не пошел майор за нами… уводить их начал. Потом граната громыхнула и все кончилось, тишина наступила, ничего не слышно было больше. Я голову поднял из травы, вижу - в метрах двадцати от меня мобика голова торчит — как суслик.
Николай посмотрел на капитана.
- Ну, вот и все, что про майора Елисеева могу рассказать, товарищ капитан. Я мобика с пацаном догнал. Пролежали мы до темноты там, в поле, и поползли.
- Подожди сержант, - прервал рассказ Николая капитан.
Он смотрел в окно, даже не зная, что думать. Капитан верил Николаю, но как-то скомкано все было. Он знал - разведгруппа майора Елисеева работала в этом квадрате, но совсем недавно перестала выходить на связь. Он устал и даже не заметил, как на улице солдаты все-таки разобрались с дизелем, и наступила тишина. Наступал теплый летний вечер.
Капитан все-таки решился закурить. Впервые за день.
- Так, - сказал он, выдыхая дым, - давай вплоть до того, как выбрались вы. Рассказывай, сержант.
- Так точно, — ответил Николай и продолжил свой рассказ.