Найти в Дзене
Вокруг да около

Мне не нужна "ваша математика"

Снова и снова лента дзена "подсказывает" мне публикации учительских или родительских блогов о проблемах школы. Грешна, люблю читать и сравнивать как всё происходит на разных примерах. Вот и недавно прочитала статью (двухгодичной давности) популярного канала,а также многочисленные комментарии "за" и "против" поднятой темы, смысл которой в том, что в обычной жизни мало кому пригодились знание формул сокращённого умножения,интегралы и т.п, а вот учителя продолжают "мучать" учеников изучением бесполезного материала (автор-сам учитель и репетитор!)

Вспоминаю о том, как ученики задавали вопрос (и очень часто) о том, где это может пригодиться, приводя аргументы (явно не свои, а прочитанные в различных источниках, благо недостатков в этом в наше время нет!). Обтекаемые фразы о том, что "Математика гимнастика ума", "Развивает логику, внимание" и т.д., их не устраивает, поэтому я всегда отвечала на конкретных примерах. Расскажу о некоторых из них.

Пример 1

Моя соседка работает конструктором на швейной фабрике. Работает давно, опыт большой. Назначили её старшим (или главным, здесь я путаюсь,извините) конструктором. Пока фабрика специализировалась на женской одежде всё было в порядке, но несколько лет назад ей пришлось сменить направление: сначала выпуск спецодежды (но всё же одежды), а потом начались заказ на пошив всякой всячины. И вот тут у моей соседки начались проблемы. Поступил заказ на изготовление тентов для машины. Она с этим никогда не сталкивалась, а ведь надо дать рекомендации по экономичному раскрою. Просидела несколько дней (с её слов) над расчётами, и решила проконсультироваться (риск в случае ошибки большой) со мной как учителем математики. Нарисовала мне примерно развёртку тента, по форме напоминающую усечённую пирамиду-конус, указала размеры, описала условия и попросила рассчитать "сколько материала потребуется минимально". Я рассчитала (потратила не больше 40 минут), правда потом перепроверила себя с помощью калькулятора, пришла к ней с результатами. Наши расчёты совпали "до сотых"! До сих пор помню её реплику "Не думала, что мне могут пригодиться эти формулы".

Мораль истории: имея какие то базовые знания можно и без знания точных формул сделать необходимые расчёты, но как же они, эти формулы, экономят время и нервы. А всего то нужно было знать "где искать", то есть вспомнить название геометрической фигуры и найти (если забыли) необходимые формулы. Считать "вручную" никто не заставляет.

Пример 2

Перед повторением (к ОГЭ) разбираем практико-ориентированные задания (задания 1-5). Обязательно проговариваем с учащимися как им могут пригодиться эти знания. Только меняемся ролями: я задаю им вопросы "Где в обычной жизни мне это может пригодиться" и "Зачем мне это знать", а они пытаются аргументированно ответить. Для тех кто не в курсе перечислю темы задач: Квартиры; Сараи и садовые участки; Путешествия; Шины; Теплицы; Бумага; Печки; ОСАГО; Зонты; Трафик мобильного интернета; Террасы. Вот несколько примеров

С какими то из них проще,напримен рассчитать площадь комнаты, квартиры, садового участка; количество плитки для укладки дорожек в саду и т.п. С другими посложнее:радиус сферы купола зонта; радиус закругления арки печи в бане; посевная площадь участка с террасами на склоне гор и т.п.

Тем не менее, дети могут самостоятельно ответить на вопросы "Зачем, почему и может ли пригодиться". Не все и не всегда, но большинство.

Пример 3

В начале статьи опубликован скрин из работы ВПР(8 класс) нашей ученицы.
Яна действительно очень хорошо рисует, является победителем всевозможных конкурсов. И уже (с помощью родителей,конечно) занимается выпуском одежды, для которой разрабатывает свои принты.
Интересно, что бы вы ей ответили?

Другие публикации из серии

Математика и жизнь

Спасибо за то, что дочитали до конца!

До встречи!