Снова и снова лента дзена "подсказывает" мне публикации учительских или родительских блогов о проблемах школы. Грешна, люблю читать и сравнивать как всё происходит на разных примерах. Вот и недавно прочитала статью (двухгодичной давности) популярного канала,а также многочисленные комментарии "за" и "против" поднятой темы, смысл которой в том, что в обычной жизни мало кому пригодились знание формул сокращённого умножения,интегралы и т.п, а вот учителя продолжают "мучать" учеников изучением бесполезного материала (автор-сам учитель и репетитор!)
Вспоминаю о том, как ученики задавали вопрос (и очень часто) о том, где это может пригодиться, приводя аргументы (явно не свои, а прочитанные в различных источниках, благо недостатков в этом в наше время нет!). Обтекаемые фразы о том, что "Математика гимнастика ума", "Развивает логику, внимание" и т.д., их не устраивает, поэтому я всегда отвечала на конкретных примерах. Расскажу о некоторых из них.
Пример 1
Моя соседка работает конструктором на швейной фабрике. Работает давно, опыт большой. Назначили её старшим (или главным, здесь я путаюсь,извините) конструктором. Пока фабрика специализировалась на женской одежде всё было в порядке, но несколько лет назад ей пришлось сменить направление: сначала выпуск спецодежды (но всё же одежды), а потом начались заказ на пошив всякой всячины. И вот тут у моей соседки начались проблемы. Поступил заказ на изготовление тентов для машины. Она с этим никогда не сталкивалась, а ведь надо дать рекомендации по экономичному раскрою. Просидела несколько дней (с её слов) над расчётами, и решила проконсультироваться (риск в случае ошибки большой) со мной как учителем математики. Нарисовала мне примерно развёртку тента, по форме напоминающую усечённую пирамиду-конус, указала размеры, описала условия и попросила рассчитать "сколько материала потребуется минимально". Я рассчитала (потратила не больше 40 минут), правда потом перепроверила себя с помощью калькулятора, пришла к ней с результатами. Наши расчёты совпали "до сотых"! До сих пор помню её реплику "Не думала, что мне могут пригодиться эти формулы".
Мораль истории: имея какие то базовые знания можно и без знания точных формул сделать необходимые расчёты, но как же они, эти формулы, экономят время и нервы. А всего то нужно было знать "где искать", то есть вспомнить название геометрической фигуры и найти (если забыли) необходимые формулы. Считать "вручную" никто не заставляет.
Пример 2
Перед повторением (к ОГЭ) разбираем практико-ориентированные задания (задания 1-5). Обязательно проговариваем с учащимися как им могут пригодиться эти знания. Только меняемся ролями: я задаю им вопросы "Где в обычной жизни мне это может пригодиться" и "Зачем мне это знать", а они пытаются аргументированно ответить. Для тех кто не в курсе перечислю темы задач: Квартиры; Сараи и садовые участки; Путешествия; Шины; Теплицы; Бумага; Печки; ОСАГО; Зонты; Трафик мобильного интернета; Террасы. Вот несколько примеров
С какими то из них проще,напримен рассчитать площадь комнаты, квартиры, садового участка; количество плитки для укладки дорожек в саду и т.п. С другими посложнее:радиус сферы купола зонта; радиус закругления арки печи в бане; посевная площадь участка с террасами на склоне гор и т.п.
Тем не менее, дети могут самостоятельно ответить на вопросы "Зачем, почему и может ли пригодиться". Не все и не всегда, но большинство.
Пример 3
В начале статьи опубликован скрин из работы ВПР(8 класс) нашей ученицы.
Яна действительно очень хорошо рисует, является победителем всевозможных конкурсов. И уже (с помощью родителей,конечно) занимается выпуском одежды, для которой разрабатывает свои принты.
Интересно, что бы вы ей ответили?
Другие публикации из серии
Спасибо за то, что дочитали до конца!
До встречи!