Саграда величественная церковь в городе Барселоне, строительство которого началось ещё в 1882 году и продолжающееся по сей день. Авторы игры предоставили нам возможность так же поучаствовать в этом долгострое и украсить витражи храма, но уже в настольном варианте.
Подготовка к игре
Для начала игрокам предстоит выбрать одну из 4х оконных рам, которые по совместительству являются планшетами игроков. Поэтому играть можно максимум в четвером, а если радость от хобби не с кем разделить, не волнуйся соло режим здесь тоже предусмотрен.
Сами по себе планшеты-окна не отличаются ничем кроме цвета. За то карточки витражей уже имеют достаточную смысловую нагрузку. Они двусторонние, и на каждой стороне изображена частичная схема витража с обозначением цвета и яркости стекол. Так же на карточках указано название витража и его сложность.
Игрок случайным образом берет две таких карточки и выбирает витраж который он попытается создать во время партии. А так как карточки двусторонние, выбирать придётся из 4х вариантов.
Сложность карточки определяется точками в левом нижнем углу. Выбрав карту с определённой сложностью игрок получает в свой резерв стеклянные фишки Привилегий, по количеству точек сложности.
Привилегии это своего рода местная валюта, которой вы сможете расплачиваться за полезные инструменты.
Так же игроку выдаётся одна из пяти карточек личных целей с серым кубиком на рубашке.
По сути, личные цели дублируют цвета кубиков в игре. И я думаю вы уже догадались, что они подразумевают накопление в своих витражах кубиков определённого цвета.
За тем, на середину стола выкладываются три карточки инструментов (те что выше) и три карточки общих целей (нижние карты).
Инструменты позволят вам за определённую плату производить манипуляции с кубиками.
Карточки общих целей приносят дополнительные очки в конце игры за выполнение условий описанных на них.
Далее игроки берут специальные фишки аналогичных цветов своего планшета и выставляют их около планшета счётчика раундов и подсчета очков.
Кубики всех пяти цветов кладутся в фирменный мешочек, если они ещё, по какой-то причине, не находились там.
Ход игры
Игра длится 10 раундов, в течении которых игроки должны максимально реализовать свой творческий потенциал и составить самый красивый витраж, по очереди выставляя цветные кубики в проёмы оконных рам.
Первый игрок достаёт из мешочка определённое количество кубиков, которое зависит от числа игроков и рассчитывается по формуле: 2 кубика на игрока + 1. То есть на двоих играющих вытягивают 5 кубиков.
Вытянувший кидает кубики и полученные значения выставляет в резерв. Этот же первый игрок в свой ход может выполнить сразу два действия:
1)Взять кубик из резерва и поместить его на свой планшет.
Кубик можно брать любого цвета и любого номинала. Кстати Цифры на кубике означают его яркость. Чем меньше значение кубика, тем более тусклое считается стёклышко у витража.
Самый первый кубик вы должны поместить не куда хотите, а только в проёмы крайних рядов или колонок, то есть начинать надо от края.
При этом вы всегда должны действовать согласно схеме, помещая кубики согласно цвету или яркости ячеек (жёлтые в жёлтые, шестерки на шестерку и т.д.). Пустые белые ячейки позволяют вам поместить в них кубик любого цвета и яркости.
Все последующие кубики, после того как вы выложили первый, вы сможете помещать по соседству с уже выложенными. Соседними считаются ячейки по диагонали, вертикали и горизонтали с уже выложенным кубиком.
Но есть одно ограничение - по бокам (слева, справа, снизу, сверху) от уже лежащего на планшете кубика, нельзя выкладывать кубики того же цвета и яркости. По диагонали данное правило не распространяется.
2) Воспользоваться инструментом
Вторым действием вы можете воспользоваться одним из трёх инструментов, заплатив фишки привилегии.
Если вы первый кто пользуется этим инструментом, то заплатить необходимо будет всего одну фишку, а вот если не первый то уже сразу две.
Инструменты позволяют вам провести манипуляции с уже выложенными кубиками, или с кубиками из резерва. Например, перекинуть кубик в резерве, или увеличить яркость одного из кубиков на планшете. Обычно инструменты активно используются ближе к концу партии, когда вы уже видите какие ошибки совершили или пытаетесь исправить несправедливость рандома) Но помните, что за непотраченные фишки привилегий вы так же получите очки в конце игры.
После того как вы выполнили оба действия, или только одна или вовсе спасанули, ход переходит к следующему игроку. Но после того, как все игроки сделают свой ход, раунд не завершается. Теперь уже последний походивший игрок снова может совершить ход и передать его в обратном порядке до первого игрока. Например, при игре вдвоём, сначала сделает ход первый игрок, затем второй, затем снова второй и опять первый, каждый раз имея возможность выполнять по два действия за свой ход. В итоге из пяти кубиков, в резерве всё равно останется хотя бы один.
Его игроки должны поместить на счётчик раунда, обозначив номер завершившегося раунда.
Кстати, кубиков может остаться больше чем один, но вы не должны их раскидывать по всем цифрам, а взять все оставшиеся кубики и сгруппировать на цифру завершившегося раунда.
За тем уже мешочек с кубиками передаётся другому по очереди игроку и начинается новый раунд.
Конец игры - подсчет очков
После завершения 10 го раунда, игроки приступают к подсчету очков. Счетчик раунда переворачивается, и на его обороте мы видим счётное поле, где будем отмечать нашими фишками количество набранных баллов.
Сперва подсчитываются очки за общие цели. Я здесь выбрал более выразительные карточки общих целей чтобы стал понятен режим подсчёта. Одна из карточек даёт 5 очков за каждый столбик с неповторяющимися цветами, вторая 6 очков за каждый ряд с разными цветами. Мы видим что у нас есть два подходящих столбика и один ряд. незаполненные ряды и столбики не считаются. Получается, что в сумме мы собрали 16 очков за общие цели.
Теперь подсчитываем очки за карточку личной цели. У нас была карточка с зелёным цветом, поэтому мы просто складываем значения всех зелёных кубиков на нашем планшете. Итого 8 очков.
Теперь накидываем по одному баллу за оставшиеся фишки привилегий.
И вычитаем по одному очку за каждую пустую ячейку.
Игроки продвигают фишки на таблице подсчёта и выявляется победитель.
Он получает звание "Лучший художник" для своего личного зала славы настольных достижений. Правда такая карточка всего одна, поэтому просто помахайте ей у победителя перед носом, пусть порадуется.
Вывод
Саграда меня не разочаровала, что я о ней думал, то и получил. Яркая красивая абстрактная игра, можно сказать отличная семейная головоломка. Чем то схожа с Азул,в котором вам так же предстоит верстать витражи, однако, касаемо механик игры нельзя назвать одинаковыми, в том числе и по стилистике.
Правила игры просты до безобразия, разберутся все. Партии проходят быстро, ведь у вас конкретный тайминг в виде 10 раундов. Само собой присутствие соло режима, в который полезно поиграть даже для практики и развития мозгов.
Касаемо процесса игры, исходя из собственного опыта, могу заметить что преимущество в игре имеют люди способные четко запоминать личные и общие цели и быстро проворачивать в голове различные комбинации. Хотя это конечно преимущество всех абстрактных игр. Новички же и просто любители кайфующие от процесса игры, в основном, как я заметил стараются выехать на личных целях и собирают большие значения того цвета кубика, который обозначен на их карточке. В этом случае получается немного однобокая игра, но опять же, всё в ваших руках, учитесь комбинировать задачи и обламывать таких эффективных игроков)
Конечно рекомендую, особенно с дополнениями, где можно помимо всего прочего расширить состав игры до 6 человек, но тем самым увеличив время партии.