К моменту вступления во 2-ю мировую войну в составе японского императорского флота находилось шесть боеготовых ударных авианосцев, которые были сведены в три дивизиона по два авианосца. Япония начала боевые действия утром 7 декабря 1941 г., атаковав главную тихоокеанскую базу флота США Перл-Харбор самолетами с этих авианосцев, подошедших на дистанцию полета к острову Оаху. Об этих кораблях и их дальнейшей судьбе на канале уже публиковалась статья «Авианосцы флота Японии начала войны». Теперь же речь пойдет о других японских авианосных кораблях, не участвовавших в нападении на Перл-Харбор, или вступивших во 2-ю мировую войну уже после этой атаки. В этой статье будут рассмотрены авианосцы, вставшие в строй флота до 1943 г.; последним авианосцам Японии и ее эскортным авианосцам будет посвящена отдельная статья.
Легкий авианосец «Hosho» (в строй в 1922 г.)
Водоизмещение стандартное 7.470 т, полное 9.494 т. Размеры: 168,2х18х6,2 м. Силовая установка: 30.000 л.с. Скорость 25 узлов. Вооружение: 4x140-мм орудия, 2x76-мм зенитки; 21 самолет. Экипаж 512 чел.
«Hosho» - первый в мире авианосец специальной постройки (заложен в 1920, спущен на воду в 1921, в строй – в 1922 г). Корабль имел корпус с крейсерскими обводами, сплошную полетную палубу, поворотные дымовые трубы (позже механизм поворота демонтировали), и островную надстройку на правом борту (при модернизации в 1924 г. была удалена).
В 1932 и в 1937 авиагруппа «Hosho» активно использовалась в боях для ударов по Китаю. Но в 1939 авианосец был признан устаревшим, и вплоть до окончания 2-й мировой войны использовался как учебный - для подготовки пилотов палубной авиации. В 1946 сдан на слом.
Легкий авианосец «Ryujo» (в строй в 1933 г.)
Водоизмещение стандартное 10.600 т, полное 13.650 т. Размеры: 179х23х7,1 м. Силовая установка: 65.000 л.с. Скорость 29 узлов. Вооружение: 4x127-мм спаренных) орудия, 2x25-мм (спаренных) зенитки, 12x13,2-мм (спаренных) пулемета; 38 самолетов. Экипаж 924 чел.
Из-за ограничений Вашингтонского соглашения этот корабль имел малые для авианосца размеры и тоннаж, что делало его боевые возможности ограниченными. Для их улучшения ангар сделали двухярусным; это увеличило количество самолетов на борту, но привело к сильной «верхней» перегрузке и снижению остойчивости корабля. К тому же небольшая площадь полетной палубы (с двумя самолетоподъемниками; катапульт не было) не позволяла держать на ней во время взлетно-посадочных операций более шести самолетов, из-за чего действия авиагруппы «Ryujo» были малоэффективны.
Тем не менее, в декабре 1941 «Ryujo» прикрывал высадку японских войск на Филиппинах, а в феврале 1942 - в Голландской Ост-Индии. В апреле 1942-го корабль совершил боевой рейд в Индийский океан. В июне «Ryujo» участвовал в сражении у Мидуэя (в составе 5-го флота вторжения на атолл), а 24 августа – в сражении у Восточных Соломоновых островов, где получил в палубу 4х454-кг бомбы с пикировщиков американского авианосца «Saratoga». Эти попадания вызвали обширные пожары и подводные пробоины; спустя 3,5 часа после атаки «Ryujo» перевернулся и затонул.
Средние авианосцы «Zuiho» и «Shoho» (в строй в 1940 и 1942 гг.)
Водоизмещение стандартное 11.262 т, полное 14.200 т. Размеры 201,5х18,х6,6 м. Силовая установка 52.000 л.с. Скорость 28 узлов. Брони нет. Вооружение 4x127-мм (спаренных) орудия, 4x25-мм (спаренных) зениток; 30 самолетов. Экипаж 785 человек.
Изначально эти корабли, заложенные в 1934 и 1935 гг., строились как плавбазы подводных лодок. Именно в этом качестве в январе 1939 флот приял головной «Tsurugisaki»; а в это же время только что спущенный на воду «Takasaki» начали перестраивать в авианосец (при вступлении в строй в декабре 1940 получил название «Zuiho»). По тому же образцу в ноябре 1940 началось переоборудование и «Tsurugisaki» (вступил в строй в январе 1942 под новым названием «Shoho»). Ангары этих авианосцев были одноярусными, в них помещалось по 30 самолетов; для доставки машин на палубу имелось по два самолетоподъемника. Катапульт не было. Необычной деталью архитектуры этих кораблей стала дополнительная дымовая труба в кормовой части – она служила для отвода выхлопных газов судовых дизель-генераторов.
«Shoho» прослужил недолго. Вступив в строй в январе 1942, он уже в мае того же года погиб. В ходе сражения в Коралловом море «Shoho» 7.05.1942 подвергся массированному налету 70 самолетов американской палубной авиации. Японский авианосец получил 13 прямых попаданий авиабомб, и 7 попаданий торпед с обоих бортов. В результате корабль затонул всего за 15-20 минут; вся команда погибла.
«Zuiho» в сражении у островов Санта-Крус 26.10.1942 был поврежден американскими палубными самолетами, всадившими в его корму две 227-кг бомбы; встал на ремонт до января 1943 г. По опыту боев на нем в 1943 и в 1944 дважды увеличивали зенитное вооружение, доведя его до 68х25-мм зенитных автоматов и 6х28-ствольных установок 120-мм зенитных НУР. Однако это не помогло: в ходе сражения у мыса Энганьо 25.10.1944 «Zuiho» был потоплен американской палубной авиацией, поразившей «японца» четырьмя бомбами и двумя торпедами…
Средний авианосец «Ryuho» (в строй в 1942 г.)
Водоизмещение стандартное 13.360 т, полное 16.700 т. Размеры 215,6х23х6,7 м. Силовая установка 52.000 л.с. Скорость 26,5 узла. Вооружение 4x127-мм/ (спаренных) орудия, 38х25-мм зениток; 31 самолет. Экипаж 989 человек.
Изначально этот корабль (заложен в 1933, в строй в марте 1935), являлся плавбазой подлодок «Taigei». Но перед вступлением Японии в войну его начали переоборудовать в авианосец. В ноябре 1942 «новый» авианосец вошел в состав флота под названием «Ryuho». По конструкции корабль во многом повторял «Zuiho» и «Shoho», но был несколько крупнее, и по скорости несколько уступал своим предшественникам. В ангаре имелось 2 самолетоподъемника. Катапульты и бронирование отсутствовали. Зенитное вооружение в ходе службы усиливали по образцу «Zuiho». Переделанный в авианосец в спешке, «Ryuho» оказался одним из самых неудачных авианосцев японского флота. Его конструкция была слаба, а непродуманное разделение корпуса на отсеки существенно ограничило использование «Ryuho» в боевых действиях.
Едва вступив в строй, «Ryuho» почти тут же встал на ремонт: 12.12.1942 он был поврежден торпедой американской подлодки «Drum»; ремонт продолжался до марта 1943 г., после чего «Ryuho» использовался преимущественно как транспорт для перевозки самолетов, и для учебных целей; иногда выполнял патрулирование, но в морские сражения вовлекался редко. 19.03.1945 г. «Ryuho» в Японском внутреннем море был атакован американской палубной авиацией и получил три попадания 227-кг бомб, Из-за тяжелых повреждений не ремонтировался, а в 1946 г. был сдан на слом.
Средние авианосцы «Junyo» и «Hiyo» (в строй в 1942 г.)
Водоизмещение стандартное 24.140 т, полное 28.300 т. Размеры 219,3x27,3х8,2 м. Силовая установка 56.000 л.с. Скорость 25,5 узлов. Броня: от 20 до 70 мм. Вооружение: 6x127-мм (спаренных) орудий, 8x25-мм (строенных) зениток; 53 самолета. Экипаж 1.224 человек.
Заложенные в 1939 как пассажирские лайнеры, эти суда в августе 1940 г. были реквизированы правительством, и достраивались как авианосцы, получив названия «Junyo» и «Hiyo». Оба корабля имели усиленную конструкцию корпуса с хорошим разделением на отсеки; на них удалось установить двухъярусный ангар, что позволило разместить на каждом авианосце до 53 самолетов. Полетная палуба с деревянным настилом имела размеры 210,3х27,3 м; катапульт не было. Подъем самолетов обеспечивали два самолетоподъемника. Особенностью этих авианосцев, отличавшей их от предшественников, было объединение «острова» с дымовой трубой. Труба имела наклон 25 градусов вправо для лучшего отвода газов от полетной палубы (позже эту схему применили на авианосцах «Taiho» и «Shinano»). Хотя на испытаниях «Hiyo» развил ход в 25,6 узлов, в повседневной службе максимальная скорость этих кораблей никогда не превышала 22–23 узла. В 1943 число 25-мм автоматов на обоих авианосцах увеличили до 40 «стволов», а летом 1944 (уже после гибели «Hiyo») количество зениток на «Junyo» довели уже до 97, и добавили еще 6х28-трубных пусковых установок 120-мм НУР (неуправляемых ракет).
«Junyo» 5.11.1943 был поврежден торпедой американской подлодки «Halibut», и встал на ремонт до апреля 1944 г. Получив 20.06.1944 от американских палубников еще две бомбы, ремонтировался до сентября 1944-го. А 9.12.1944 в Восточно-Китайском море «Junyo» «словил» подряд по торпеде с подлодок «Sea Devil» и «Redfish», после чего корабль уже не стали ремонтировать, и в 1947 сдали на слом.
«Hiyo» в сражении у Марианских островов вечером 20.06.1944 подвергся комбинированной атаке бомбардировщиков и торпедоносцев, и был поражен двумя авиаторпедами в кормовую оконечность. Взрывы повредили рулевое управление и вызвали пожары; несмотря на это «Hiyo» продолжил движение (правда, на пониженной скорости). Но через 2 часа после атаки по авианосцу прокатилась серия внутренних взрывов (пожар добрался до хранилищ авиабензина); корабль потерял ход и затонул. Погибло 247 человек экипажа.
Авианосцы флота Японии начала войны
2МВ. Авианосцы флота Японии (03). Последние авианосцы и «эскортники»
Самолеты японских авианосцев: ударная авиация начала войны
Самолеты японских авианосцев: истребительная авиация
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.