Найти в Дзене
Данила-Мастер

Маркетинг похоронных бюро в Российской Империи

Оглавление
Изображение взято с сервиса Яндекс.Картинки
Изображение взято с сервиса Яндекс.Картинки

Существует мнение, что рекламировать похоронные услуги неэтично. Однако реклама ритуальных услуг существует уже более сотни лет, ведь ритуальный бизнес, как и любой другой, нуждается в рекламе и продвижении. Главное отличие такой рекламы — это её деликатность и аккуратность, осторожность и ненавязчивость.

В нашей статье мы расскажем о том, как похоронные бюро продвигали свои услуги более сотни лет назад.

Тонкости ритуального маркетинга

Продвижение и реклама — это не только борьба с конкурентами и “распродажи”, реклама также позволяет людям узнать о компании, проинформировать их о ценах и услугах. Особенно это касается ритуальной сферы.

Вот несколько негласных правил ритуального маркетинга:

  1. Быть заметным, но не навязываться (рекламировать услуги, но не раздражать повсеместными объявлениями и постоянными звонками)
  2. Быть моральным и честным (не пользоваться эмоциональным состоянием клиента с целью навязать дополнительные услуги и “заломить” стоимость).
  3. Не использовать агрессивный маркетинг (спам звонки, смелые заголовки, шутки и каламбуры не уместны в столь деликатной сфере)

Задача ритуальных услуг — помочь человеку, столкнувшемуся с утратой, а не навязать ему ненужные услуги.

Дореволюционная реклама похорон

До наших дней дошло несколько сохранившихся рекламных объявлений, демонстрирующих довольно деликатный подход со стороны тогдашних “рекламщиков”.

“Агенты никогда не являются без приглашения” — так гласили рекламные объявления начала XX в. Судя по всему, сотрудники похоронных бюро дореволюционной России знали, что такое этичность и однозначно дорожили своей репутацией.

Деликатные объявления ("агенты не являются без приглашения"). 1910 г. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки
Деликатные объявления ("агенты не являются без приглашения"). 1910 г. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки

Чтобы клиенту было проще ориентироваться в услугах, похоронные бюро печатали и постоянно обновляли каталоги своей продукции, что является проявлением грамотного и зрелого подхода и тоже используется как средство продвижения услуг.

Похоронные бюро также стремились расширить ассортимент своих услуг и товаров, чтобы продвигать их среди различных слоёв населения: как среди зажиточных граждан, так и среди менее обеспеченных.

Так, например, на смену дорогостоящим венкам из серебра и бронзы постепенно пришли более доступные варианты из алюминия, по внешнему виду ничем не уступающее предметам из драгоценных металлов.

Ритуальные товары, изготовленные из более дешёвых материалов по более низкой цене. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки
Ритуальные товары, изготовленные из более дешёвых материалов по более низкой цене. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки

Ещё одним способом заявить о себе было размещение некрологов в газете. Некоторые похоронные бюро предлагали своим клиентам размещение небольшого некролога в местной газете, что могло являться и своего рода эпитафией. Ведь в таком некрологе, помимо сухих фактов, упоминаются черты личности усопшего, его достижения, успехи и таланты.

Некрологи в газете "Русское слово". Изображение взято с сервиса Яндекс.Картинки
Некрологи в газете "Русское слово". Изображение взято с сервиса Яндекс.Картинки

Однако самый простой, традиционный способ заявить о себе и прорекламировать свои услуги — это самая обыкновенная публикация объявлений в газете. В таких объявлениях в довольно лаконичной форме давалась самая необходимая информация, а также размещались вакансии.

Примеры объявлений в газете. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки
Примеры объявлений в газете. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки

Помимо стандартной информации об услугах в объявлениях указывали и маркетинговые преимущества: год основания бюро, доверительную информацию о владельце, а также прописывали дополнительные услуги, которых могло не быть у конкурентов: срочное оформление документов, круглосуточный приём заказов, широкий ассортимент товаров, “филигранное исполнение заказов” и прочие преимущества.

Объявления в газете с маркетинговыми преимуществами. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки
Объявления в газете с маркетинговыми преимуществами. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки

Довольно оригинальный способ выделиться на фоне конкурентов — получить “утверждение правительством”. Бюро, действующее от имени государства, вызывает гораздо больше доверия и отвечает своими услугами не только перед клиентом, но и перед государством.

Объявления с указанием "разрешения правительства". Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки
Объявления с указанием "разрешения правительства". Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки

Ещё один необычный способ продвижения — приглашение на мероприятия и освещение событий, связанных с погребением. Жителей информировали о похоронах знаменитых личностей, о торжественных установках памятников, а также приглашали принять участие в церемониях освящения.

Некоторые похоронные бюро напоминали о предстоящих церковных праздниках, писали заметки о правилах содержания могилы, давали советы по благоустройству мест захоронения.

Объявления с приглашениями на установку и освящение памятника. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки
Объявления с приглашениями на установку и освящение памятника. Изображения взяты с сервиса Яндекс.Картинки

Как вы можете видеть, способов продвижения своих услуг в дореволюционной России было множество: как традиционных, которые используются и сегодня, так и по-настоящему необычных и инновационных, которые в наше время являются редкостью.

-9

Спасибо за ваши лайки и комментарии!
Оставайтесь с нами. Впереди много интересного!