Найти тему
The Beelzebub

"Сенсация! Сенсация! И это всё?". Образ журналиста в художественной литературе

Оглавление

В великом многообразии произведений художественной литературы, журналисту, как герою, зачастую, выделяется ниша настырной ищейки или светского сплетника, который задает слишком много вопросов. Величайший новеллист 19 века, современная писательница-правдоруб и обрусевший финский авантюрист - покажут нам весь беллетристический потенциал газетчиков.

"Куда же тебя засунуть? "

Разговаривая о литературе, необходимо понимать, что мир литературы действительно невероятно огромен. От первой шумерской эпической поэмы «Поэма о Гильгамеше», до нынешнего момента, собирает в свою копилку работы различных авторов. Логично, что литературное общество, да и общество в целом, стремится систематизировать и классифицировать непрерывный поток информации. Настоящая пропасть разделяет книжный мир на две части, словно глубокая трещина, пролегающая через книжные магазины, библиотеки и списки литературных премий – это деление на художественную литературу (фикшн) и нон-фикшн.

В чем же принципиальная разница?

«Нон-фикшн», заимствованный из английского языка литературный термин, появился недавно и не имеет аналогов в русском языке. Ближе всего к «нон-фикшену» документальная проза, но у нее более узкое значение. Поэтому термин «нон-фикшн» сложно понять, запомнить и отличать. Это литература в основе которой лежат реальные события и факты. В ней нет вымышленных героев и воображаемых событий.

«Нон-фикшн» - это все жанры, кроме художественной литературы. Это документальная, публицистическая, научная, научно-популярная проза. Это учебники, селфхелперы («помоги себе сам»), мануалы (инструкции по техническому обслуживанию) , травелоги ( записки путешественников). Например, к «нон-фикшну» относится: «Краткая история времени» Стивена Хокинга или «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

В свою очередь «фикшн» или его французский аналог - беллетристика (от фр. belles lettres — «изящная словесность») обозначает вымысел, это художественная литература основанная на игре воображения. Отличается наличием вымышленных персонажей, сюжетов и событий.

Между «фикшн» и « нон-фикшн» литературой, нет четкой разделительной границы. В таких не художественных жанрах как биографии, дневники, тру-крайм (документально-криминальный жанр), встречаются элементы вымысла, и наоборот, в «фикшн» литературе используют реальные факты.

Несмотря на все трудности, сопряженные с этим разделением, читательское общество принимает его, как неотъемлемую часть литературного мира, которая никуда не денется. Оно служит полезным ориентиром для читателя в поисках конкретного опыта, который он стремится получить. Мир беллетристики действительно огромен. Авторы самых разных стилистических направлений рассуждали на всевозможные темы: любовь, смысл жизни, дружба, война и тому подобное, однако, один автор будет в большей мере переходить на сторону фантазий и образности, а другой решит ссылаться на факты действительности с менее значительным художественным компонентом в своем произведении.

*изображение (Яндекс-поиск)
*изображение (Яндекс-поиск)

Ги Де Мопассан «Милый друг»

Роман одного из крупнейших французских новеллистов 19 века Ги Де Мопассана «Милый друг» увидел свет в 1885 году. Изначально печатался фельетонами в парижской газете «Жиль Блас» с 8 апреля по 30 мая 1885 года и ещё до завершения печатания в газете был издан отдельной книгой.

Представляя собой жанр реализм и раскрывая весьма классическую тему власти и денег роман стал, пожалуй, первым французским литературным произведением, вскрывшим механизмы влияния финансового капитала на начавшийся в империалистическую эпоху передел мира, механизмы пропагандистского обеспечения этого передела.

В центре сюжета романа – бывший военный, Жорж Дюруа проходит сложный карьерный путь от рядового служащего Северной железной дороги до главного редактора самой влиятельной парижской газеты «Французская жизнь», зятя миллионера Вальтера и будущего депутата. Начавший своё восхождение с простого желания иметь возможность есть каждый день, Дюруа с каждым социальным достижением не перестаёт обрастать новыми мечтами.

Им движет одно и то же чувство – зависть. Жорж завидует общественному положению Форестье (друг, главный редактор газеты «Французская жизнь», давший Жоржу работу в редакции и выведшего его в светское общество Парижа), многомиллионному состоянию Вальтера (владелец газеты «Французская жизнь», бизнесмен и акционер), министерскому статусу Ларош-Матье (министр иностранных дел, друг и партнер Вольтера).

В первой части романа начинающий журналист пытается добиться общественного признания, положения и богатства собственными силами, но поняв, что самому ему не пробиться, во второй части романа начинает победоносное шествие «по трупам». Деруа делает предложение Мадлене (жена Форестье и талантливый писатель) рядом с ещё не остывшим телом Форестье, соблазняет госпожу Вальтер, узнав о её чувствах к нему, и заручается согласием Сюзанны (младшая дочь господ Вольтер) на брак, ещё будучи женатым на Мадлене. При этом на протяжении всего повествования Жорж встречается с Клотильдой де Марель – своей первой великосветской любовницей и, как выясняется ближе к концу романа, настоящей любовью.

Отдельного внимания заслуживает модам Мадлена Форестье - жена Форестье, впоследствии жена Жоржа Дюруа, любовница министра Ларош-Матье. Пишет статьи за своих бездарных мужей, а также снабжает их эксклюзивной информацией, которую узнаёт у любовника.

Роман отражает время Третей республики (1870 — 1918 гг.), которое считается «Золотым веком» французской журналистики. Женщина того времени была колоссально ущемлена в правах в сравнении с мужчиной, ей требовалось разрешение от мужа, отца или брата на всё: право на работу, право принимать наследство, право выйти замуж и так далее, но на практике, решение мужчины было безапелляционно. В романе Мадлена продемонстрировала все необходимые качества журналиста: умение добывать, обрабатывать и распространять информацию, несмотря на трудности в правовом, общественном и политическом уровне.

В общем и целом, роман «Милый друг», учитывая нравственные особенности французского общества конца 19 века, не случайно сподвигло французского социалиста Поля Лафарга считать большой заслугой Мопассана в том, что он, «единственный из современных писателей, в романе «Милый друг» осмелился приподнять уголок завесы, скрывающей бесчестье и позор буржуазной прессы». Политизированная и подчиняющаяся буржуазному строю пресса максимально достоверно передана в романе «Милый друг».

*изображение (Яндекс-поиск)
*изображение (Яндекс-поиск)

Джанин Камминс «Американская грязь»

Бестселлер «New York Times», борьба за выживание, иммиграция, Мексика, наркомафия, превратности судьбы, современная Америка и социальная проза, именно по таким тегам в поиске встречается роман американской писательницы Джанин Камминс «American dirt».

В романе, главной героиней является Лидия Перес, владелица небольшого книжного магазина в мексиканском городе Акапулько, где живет с мужем Себастьяном, журналистом, и восьмилетним сыном Лукой. После публикации в газете подготовленного Себастьяном материала, разоблачающего местный наркокартель, бандиты устраивают кровавую бойню, в которой убивают всех родных и близких Лидии – шестнадцать человек. В живых чудом остаются только она и Лука. Понимая, что на них объявлена охота, мать и сын бегут из Акапулько.

Спасая свои жизни, они направляются на север, к границе с Соединенными Штатами. И вскоре понимают, что пережитый ими кошмар – это только начало: дорога к новой жизни потребует от них поистине нечеловеческих усилий.

Голод, смерть детей, подростковая торговля телом, бесконечное чувство тревоги и преследования, безденежье и жуткие, разрывающие сердце воспоминания. Казалось бы, причем здесь журналистика? «American dirt» рассказывает о последствиях правдивой документальной журналистики. Обезопасить себя и свою семью или выполнить журналистский долг? С таким выбором может столкнуться любой журналист. Книга отображает последствия сделанного выбора в пользу общества, но расплатой послужила смерть 16 человек и превращение молодой интеллигентной женщины и восьмилетнего сына в беглых, пропитанных животным ужасом зверей, бегущих из родного дома, города, страны. Осознанно «подарить» своим самым близким людям учесть нелегалов спасающих свои жизни.

Себастьян Перес понимал, что пишет разоблачающую статью на самый влиятельный и жестокий наркокартель Акапулько, он понимал, что его статья не окажет должного влияния на коррумпированный криминальный мексиканский город, и он понимал, что ставкой в данной «игре» будет его жизнь и жизнь его близких.

*изображение (Яндекс-поиск)
*изображение (Яндекс-поиск)

Юсси Конттинен "Сибирь научит"

История финского журналиста, который отправился на год в самый холодный регион России – Якутию. Юсси Конттинен вместе с семьей прожил год в якутской деревне, в окружении вечной мерзлоты. Он пережил суровую зиму, научился водить «УАЗ» и узнал, каково это – жить в Сибири.

Написанная в 2020 году книга, представляет собой дневник с элементами травелога, повествует о впечатлениях от уличного туалета до коррупции в российской политике. В книге всё описано в форме шутки, будто бы автор прибыл в охраняемый заповедник или в игровую симуляцию, как в «Мире Дикого Запада», где легко понарошку погрузиться в страшную российскую действительность, но испугаться не очень сильно, а так слегка. Книга писалась для финской аудитории, желающей получить свою гомеопатическую дозу сибирской экзотики, не нагружающей мозг и не поднимающей неоднозначных тем.

Работа Юсси показывает возможности журналиста как туристического обозревателя, сборщика интересной и важной информации, которую в формате легкого травел – дневника можно предоставить любой национальной аудитории, с целью подтверждения или опровержения мифов о холодной и большой России. Самое забавное: автор, постепенно, превращается в упрощенную копию россиянина, забыв про осуждение российской коррупции и отринув здравый смысл за ненадобностью.

«Было закрыто… мы пролезли на территорию через дырку в заборе из колючей проволоки»

«В Якутии даже были случаи, что от их укусов умирали дети. К счастью, наши дети научились обороняться от собак палкой»

«Мне вручили кусок косули в несколько кило, что сделало меня в некотором роде соучастником преступления»

Из выше приведенных цитат можно сделать вывод, что виноваты все-таки не люди, а среда. Законопослушному семейному и не пьющему европейцу хватило пары месяцев, чтобы начать потворствовать охоте без лицензии и выдать детям палки, чтобы они отбивались от сбившихся в стаи агрессивных собак. Юсси Конттинен предоставляет интересные моменты из истории и быта региона, но основное наполнение книги составляют «дураки и дороги», причем и к тем, и к другим автор относится со смирением и симпатией и не устает глава за главой описывать их в юмористическом ключе.

*изображение (Яндекс-поиск)
*изображение (Яндекс-поиск)

"Мнение эксперта"

Тема данной статьи имеет достаточно узкий профиль, поэтому, выступать в качестве эксперта будет преподаватель русского языка и литературы: Петровская Ольга Александровна. Ольга Александровна ушла из нижнетагильской средне - образовательной школы в частную практику, и на данный момент занимается репетиторством и подготовкой школьников к ГИА и ЕГЭ.

Вопрос: Как вы считаете, почему образ журналиста достаточно редко встречается в художественной литературе?

Ответ: Задача любого художественного произведения донести мысль автора до сознания читателя. Автор о чем-то задумывается, рассуждает, борется с чем или кем либо, и этот внутренний экзистенциальный конфликт он помещает в свое произведение, создавая образы, сюжеты и события. Профессия того или иного персонажа, зачастую, несет лишь составной компонент для подчеркивания личных черт героя. Журналист – это кто? Это ищейка, сборщик информации, манипулятор мнениями, светский персонаж и сплетник. Я не оскорбляю профессию журналиста, но зачастую, он предстает таким перед читателем, и как следствие, нишевыми жанрами для такого персонажа являются детективы, романы и значительно реже, прозы.

Вопрос: Согласны ли вы с утверждением, что журналистика, как профессия, не представляет интереса для писателей?

Ответ: И да, и нет. Все будет зависть от того, какой это писатель и в каком жанре он работает. Как я упоминала ранее, чаще всего это детективы. Образ журналиста, там крайне хорошо прижился, например: «Девушка в тумане» Донато Каррази или «И повсюду тлеют пожары» Селесты Инг.

Вопрос: Почему журналистика и СМИ в частности, держится особняком от мира беллетристики?

Ответ: На мой взгляд, они занимаю разные ниши. Художественная литература- это про личные чувства автора, его эмоции и воспоминания, про его боль. Журналистика – это факты и события, то, что можно проверить и доказать. Задачи у журналистики и беллетристики, схожи. По сути, беллетристика позволяет автору создать диалог с читателем по средствам художественной выразительности и образности. Сюда же можно отнести, скажем: кинематограф, живопись, музыку. В свою очередь, журналистика работает на прямую, четкую связь с аудиторией, так как, ее главная задача - распространить информацию общественно-значимого характера.

Вопрос: Как вы думайте, писатель-журналист это частное явление или требование современного медиарынка?

Ответ: Сложно сказать. Допустим, прекрасный прозаик современной русской литературы Дмитрий Быков спокойно работает и как журналист, и как публицист, и как кинокритик, он человек большой эрудиции, что позволяет ему работать в разных информационных сферах. Есть, скажем, Дарья Донцова, которая выбрала работать в детективном жанре, и как мы видим у нее это хорошо получается. Она самый производительный и продаваемы автор России. Поэтому, я думаю, при выборе диапазона своего профессионального профиля стоит ссылаться на два фактора: личные способности и обратная связь аудитории.

Вопрос: Какую пользу художественная литература принесет современному журналисту?

Ответ: Пополнение словарного запаса, эрудиция, лингвистическая грамотность, усвоение плюралистических и толерантных общественных идей, гуманизм. Кладезь пользы, неправда ли? Однако, все что я перечислила, способна приобрести и усвоить только та личность, которая получает искреннее удовольствие от «разговора» с книгой наедине.