Только что из кинотеатра. Шла на фильм о сталинградской битве, детей (студентов) привела. Краситься не стала: знала, что буду плакать (фильмы о войне всегда на меня действуют, как асфальтоукладчик). Что по итогу? Девочки вышли в слезах. Мальчишки просто вышли. А я отчаянно пыталась вернуть брови на место, они у меня изрядно вверх уползли от недоумения. Глаза сухие, но вот что обплевалась - это точно.
Прямо по ходу просмотра выяснила, что фильм снят по одноименной повести Мустая Карима, посвященной безвинным жертвам войны. Про безвинность тут разговор отдельный, конечно, да и о самой повести я ничего не знаю, как то проскочило оно мимо меня. Но то, что фильм не станет любимым для массового зрителя, не разойдется на цитаты, и большинство фильмов о войне всегда будут предпочитать ему - гарантирую.
Фильм о приоритетах и человеческой глупости. О гормонах с капитальной такой отсылкой к чеховскому "Злоумышленнику", вот как я трактую его посыл. Фильм ою огромном отличии между временем мирным и войной, о невозможности подменять понятия, потому что у любой войны есть только одна мораль, и ее очень хорошо прописали в другой повести "А зори здесь тихие": И отмахиваюсь от темы любви, которую создатели фильма так старательно проводят через весь сюжет: любовь с влечением путают только подростки (ну, потому они и плачут при просмотре).
Основу сюжета составляет история трех друзей, которая завязалась примерно за полгода до Сталинградской битвы. Кстати, сталинградская битва, на которую так ярко сделала акцент киноафиша мичуринского "Октября" - это просто для указания времени, когда разворачиваются события "Помилования", и больше ничего. И от Сталинграда во всем фильме только раз мелькнет дорожный указатель с названием города. Вот и весь Сталинград. Нормальная замануха, правда? Знай бы я заранее, что к битве фильм ровно никакого отношения не имеет, я бы лучше свои сегодняшние три лекции прочитала.
Особенно выделяется один из троицы - Любомир Зух. Именно с ним произошла та трагедия, которая спровоцировала моих студенток на слезы. Но это они, а на меня пара встреч с красивой девочкой, которые у него случаются, как-то не убеждают. И преступление, которое он совершает, я не могу оправдать его "любовью", и брак, свидетелем которому была одна луна, тоже не впечатляет. Потому что война. Поэтому и наказание Зуха представляется хоть и жестоки, но вполне логичным. Он ведь, дурак, даже не понимает, что наделал, как людей подвел. Вот тут-то у меня и возникла ассоциация с чеховским "Злоумышленником": помните его героя, мужика дремучего Никиту Пантюхина, которых гайки с рельс скручивает, потому что они уж больно для грузила хороши. И не достучишься до него, не объяснишь, что он огромное количество людей погубить может, у него "шелешпёр по верху плавает". И все, и хоть плешь на голове теши. Вот и Любомир Зух такой же упертый, нелепый до идиотизма в своей горячности. Никто ему не указ: ни старший по званию, ни обстоятельства - ни-че-го. У него любовь-шелешпёр. Жалко ли его? Безусловно, да. Но куда жальче тех, кто погибает в фильме "случайно": от шальной пули, от того, что растерялся, не ждал в таком-то месте своего убийцу. Их смерти - вот та настоящая трагедия, на которую создатели фильма почему-то не сделали акцента, просто потоком показали, пожалели времени.
Впечатляющих кадров в фильме удручающе мало: приведу, пожалуй, только один яркий пример - машина, сдающая задом от расстреливающего ее самолета, пули, прошивающие запыленную дорогу, да с таким скорым приближением к экрану, что я невольно отшатнулась.
Никого из съемочной группы (читаю на кинопоиске) я не знаю, актеры тоже сплошь не знакомые лица. Красивые в большинстве своем, да, но мне не хотелось бы видеть их еще в каких-либо фильмах, если они и далее собираются таким же манером играть. Персонажи, которых они представили, смотрятся картонно, их реплики впору героям комиксом на картинках-пузырях использовать. И не веришь их убежденности в правоте своего дела, в их любовь тоже не веришь.
Открыла повесть "Помилование", просмотрела немного. Писатель вообще-то дал тому же Любомиру Зуху исчерпывающие характеристики, но вместо глупого романтика (чья глупость оправдана в какой-то степени молодостью, отсутствием жизненного опыта) режиссер явил нам Иванушку - даже не дурачка, а какого-то блаженного в плохом смысле слова.
Фильм рекомендовать не буду, потому что жалею о потраченном на просмотр времени. Имейте в виду: это не фильм о войне, это пошлая история.
Если вам понравилось, то можно подкинуть авторам копеечку: 2200 7009 6951 2630 Тинькофф.