Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Непризнанный бодхисаттва - птица Феникс из "Садко" 1952 г.

В фильме Александра Птушко "Садко" (1952) фигурирует волшебная птица Феникс, которая дарит счастье. Правда, счастье это заключается в крепком сне как будто этого мало и это не устраивает Садко и его команду: "- Спите... спите... - Не гожи нам эти песни. Дура, птица, ты выйди, на белый свет посмотри. Пой им, может, сыты станут ваши людишки. Нет, и это, видать, не то счастье, что надобно нам. Пойдёмте, побрательнички! - А с окаянной этой что делать? - Сунь-ка её под полу. Довезём до Новгорода, пусть дивятся люди, всё ж чудо. - Это можно. - Шипит ещё, куколь. Нечисть окаянная!" (c) Птицу Феникс сыграла восхитительная Лидия Вертинская, и в этом образе моё внимание привлекла корона. Режиссёр и художники-постановщики проделали большую работу для того, чтобы показать нам сказочный Восток. Очевидно, что они обращались к древнеиндийскому наследию. При этом, некоторые художественные решения удивляют своей изобретательностью. Корона этого Феникса копирует украшения буддийских божеств в ме

В фильме Александра Птушко "Садко" (1952) фигурирует волшебная птица Феникс, которая дарит счастье. Правда, счастье это заключается в крепком сне как будто этого мало и это не устраивает Садко и его команду:

Садко, 1952. Реж. Александр Птушко.
Садко, 1952. Реж. Александр Птушко.

"- Спите... спите...
- Не гожи нам эти песни. Дура, птица, ты выйди, на белый свет посмотри. Пой им, может, сыты станут ваши людишки. Нет, и это, видать, не то счастье, что надобно нам. Пойдёмте, побрательнички!
- А с окаянной этой что делать?
- Сунь-ка её под полу. Довезём до Новгорода, пусть дивятся люди, всё ж чудо.
- Это можно.
- Шипит ещё, куколь. Нечисть окаянная!" (c)
Садко, 1952. Реж. Александр Птушко.
Садко, 1952. Реж. Александр Птушко.

Птицу Феникс сыграла восхитительная Лидия Вертинская, и в этом образе моё внимание привлекла корона.

Садко, 1952. Реж. Александр Птушко.
Садко, 1952. Реж. Александр Птушко.

Режиссёр и художники-постановщики проделали большую работу для того, чтобы показать нам сказочный Восток. Очевидно, что они обращались к древнеиндийскому наследию. При этом, некоторые художественные решения удивляют своей изобретательностью.

Садко, 1952. Реж. Александр Птушко.
Садко, 1952. Реж. Александр Птушко.

Корона этого Феникса копирует украшения буддийских божеств в металлической скульптуре Западных Гималаев, Непала и Тибета.

Schroeder U. Indo-Tibetan bronzes. Hong Kong, 1981. P. 338.
Schroeder U. Indo-Tibetan bronzes. Hong Kong, 1981. P. 338.
Schroeder U. Indo-Tibetan bronzes. Hong Kong, 1981. P. 373.
Schroeder U. Indo-Tibetan bronzes. Hong Kong, 1981. P. 373.

Будда. Непал, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-5416662?ldp_breadcrumb=back&intObjectID=5416662&from=salessummary&lid=1
Будда. Непал, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-5416662?ldp_breadcrumb=back&intObjectID=5416662&from=salessummary&lid=1

В буддийской иконографии эти напоминающие кокошник короны появляются уже в первом тысячелетии нашей эры в искусстве династии Пала в Северо-Восточной Индии и произведениях кашмирской художественной традиции.

Майтрея. Северная Индия (Джамму и Кашмир) или Пакистан (долина Сват), VII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.536. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38980
Майтрея. Северная Индия (Джамму и Кашмир) или Пакистан (долина Сват), VII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.536. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38980
Майтрея. Северная Индия (Джамму и Кашмир) или Пакистан (долина Сват), VII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.536. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38980
Майтрея. Северная Индия (Джамму и Кашмир) или Пакистан (долина Сват), VII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.536. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38980
Зелёная Тара. Северо-восточная Индия, династия Пала, XII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/a-bronze-figure-of-tara-northeastern-india-5416694/?intObjectID=5416694&lid=1
Зелёная Тара. Северо-восточная Индия, династия Пала, XII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/a-bronze-figure-of-tara-northeastern-india-5416694/?intObjectID=5416694&lid=1

Затем в непальской и тибетской буддийской металлической скульптуре эти короны обрастают новыми элементами и выкристаллизовывают свои очертания, которые, в свою очередь, возьмёт на вооружение буддийская скульптура Китая.

Авалокитешвара. Непал, XIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://globalnepalimuseum.com/objects/a-large-and-important-gilt-bronze-figure-of-avalokiteshvara/
Авалокитешвара. Непал, XIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://globalnepalimuseum.com/objects/a-large-and-important-gilt-bronze-figure-of-avalokiteshvara/
Авалокитешвара. Непал, XIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://globalnepalimuseum.com/objects/a-large-and-important-gilt-bronze-figure-of-avalokiteshvara/
Авалокитешвара. Непал, XIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://globalnepalimuseum.com/objects/a-large-and-important-gilt-bronze-figure-of-avalokiteshvara/

Амитаюс. Непал, XVI в. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-664. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/06.+sculpture/460130
Амитаюс. Непал, XVI в. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-664. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/06.+sculpture/460130
Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-806. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/06.+sculpture/465372
Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-806. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/06.+sculpture/465372
Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-806. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/06.+sculpture/465372
Майтрея. Тибет, XVI-XVII вв. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-806. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/06.+sculpture/465372

Гуаньинь. Китай. династия Мин, XV в. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2011/fine-chinese-ceramics-works-of-art-l11210/lot.260.html
Гуаньинь. Китай. династия Мин, XV в. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2011/fine-chinese-ceramics-works-of-art-l11210/lot.260.html
Майтрея. Китай, период Юнлэ, 1403 – 1424 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-814. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/465380
Майтрея. Китай, период Юнлэ, 1403 – 1424 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-814. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/465380
Майтрея. Китай, период Юнлэ, 1403 – 1424 гг. Эрмитаж-Санкт-Петербург. Учётный номер: y-814. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/465380
Майтрея. Китай, период Юнлэ, 1403 – 1424 гг. Эрмитаж-Санкт-Петербург. Учётный номер: y-814. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/465380

Ажурная корона с зубцами и лентами по бокам в сочетании с круглыми серьгами и ожерельем становится традиционным элементом набора украшений бодхисаттвы.

Садко, 1952. Реж. Александр Птушко. Эл. ресурс URL: https://www.kinopoisk.ru/picture/3544466/
Садко, 1952. Реж. Александр Птушко. Эл. ресурс URL: https://www.kinopoisk.ru/picture/3544466/

И вот в такой короне бодхисаттвы предстаёт перед нами птица Феникс, чьё иконописное лицо напоминает о буддийских изобразительных традициях.

  • С точки зрения буддиста красивым считается то, что соответствует канонам пропорций. Гармоничный лик бодхисаттвы отражает духовное совершенство.

Так и здесь у птицы Феникс из-за неожиданного выбора короны невольно появляются буддийские ассоциации.

"Тихое счастье", которое предлагает птица Феникс, - это сон. Раз счастье "тихое", то и сон спокойный. Лишённый страстей и страданий. Как будто речь идёт об освобождении из круговорота перерождений и нирване. С этой точки зрения то, что дарует волшебная птица, - не такая уж и плохая идея. И сама птица парадоксальным образом выполняет функцию бодхисаттвы - помогает другим достигать "просветления".

Садко, 1952. Реж. Александр Птушко.
Садко, 1952. Реж. Александр Птушко.

Однако, Садко и его товарищи ищут другое счастье, не менее праведное - жить на родной земле со своими близкими, созидать на ней и хранить её.

Садко, 1952. Реж. Александр Птушко.
Садко, 1952. Реж. Александр Птушко.

Литература

  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. 66.
  • Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб. : Гос. Эрмитаж, 2003. 226-227.
  • Schroeder U. Indo-Tibetan bronzes. Hong Kong, 1981. P. 338, 373.
Кабинет Востоковеда

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен
Птицы
1138 интересуются