Найти в Дзене

Как учиться без учителя? Аксиома саморазвития

Оглавление

Окончив школу и вырвавшись на "свободу", (кавычки появляются позже вместе с пониманием жизни) мы радуемся избавлению от надоевшей за много лет учительской опеки.

Помните мультфильм "В стране невыученных уроков"? Витя Перестукин возмущался: "В школе учат, учат, а теперь ещё и в сказке навалились! Надоело!!"

Тоска по учителю

Много позже некоторые из нас начинают испытывать чувство, которое трудно определить словами. Чувство, противоположное тому, которое испытал, оказавшись в сказке, Витя Перестукин.

Вы случайно не знаете, бывают антонимы чувствам?

Я называю это чувство "тоска по учителю".

Во всяком случае для меня это слово лучше всего определяет состояние, в котором я оказываюсь, слишком долго оставаясь в одиночестве. Не буквально в одиночестве, но в собственном пространстве практики саморазвития.

Без учителя, один.

Вот такой пейзаж по теме статьи из деревни, где у меня домик ...
Вот такой пейзаж по теме статьи из деревни, где у меня домик ...

Вкус неиспытанного

Неизвестно, кто первый заметил:

Человеку, чтобы он поверил в себя, нужно, чтобы сначала кто-то другой в него поверил.

Со временем (а, точнее, с опытом практики) это становится очевидным. Чтобы испытать тягу к чему-то, нужно сначала это попробовать. Мы не умеем страдать от отсутствия того, чего не испытывали, в чём не имели опыта.

Иначе получится как в бородатом анекдоте:

- Что-то опять в Париж захотелось ...
- А ты уже там был?
- Нет, но уже хотелось.

Поэтому почти бесполезно разговаривать о практике с человеком, который её не касался.

  • "Но как же тогда люди в первый раз приходят к практике? Что их влечет, чего им не хватает?"- спрашиваете.

"Я и это могу объяснить", - как сказал один из героев фильма "Ирония судьбы", который "никогда не пьянеет", благодаря которому главный герой и отправился в Питер в предновогоднюю ночь.

(Главного героя сыграл Мягков, которого я однажды встретил на Арбате, идущего быстрой походкой, смотрящего сквозь людей, которые узнавали его направо и налево).

Спросите себя: а кто впервые дает человеку новый вкус? Это и сеть ответ - его дает учитель.

Два в одном

Так почему же нас куда-то тянет? Так бывает в двух случаях.

  1. Если нам что-то понравилось и хочется повторить, а лучше "усугубить".
  2. Психологи кабинетного толка толкуют об эффекте Зайгарник, феномене незавершенных циклов, требующих завершения. Разве они не знают, что феномен был известен за тысячи лет до рождения Блюмы Вульфовны, приклеившей феномену своё имя?

Очень странно ... А следовало бы знать.

Во всяком случае в известных мне уже более четверти века даосских практиках, известных людям, по меньшей мере, 7000 лет, это азбука, без которой и шага не ступишь. То же самое - в буддийских практиках.

Если мы совсем чуть-чуть подумаем, то увидим, что стремление завершить прошлый цикл есть ни что иное, как стремление избавиться от напряжения, получить чувство облегчения, удовольствия.

Меня тянет к общению с Мастером потому, что я знаю из опыта - это чревато новым уровнем понимания, совершенно особенным чувством.

Но когда такой возможности нет, я вспоминаю, что он однажды сказал мне для таких случаев.

Аксиома равновесия

Некоторые вещи приходится принимать без доказательств. Как в геометрии - аксиомы Евклида.

В практиках саморазвития также есть аксиомы и, как любые аксиомы, их следует принимать без доказательств. Предварительно многократно убедившись, что опровергнуть их невозможно. Иначе как их принять?..

В геометрии - попробовав провести между двумя точками две прямых. А в практике?

Одна из аксиом мира, в котором мы живем - закон баланса, равновесия. А закон (не)завершенных циклов - лишь одно из его многочисленных следствий.
  • Дети узнают об этом законе, когда впервые садятся на качели.
  • Повзрослев, мы узнаем, что легче всего расслабиться, предварительно испытав напряжение.
  • У нас пара глаз, пара рук. Да и живем мы, чаще всего, парами ...

Короче, эту аксиому лучше принять. и, чем раньше, тем лучше, потому что набьете меньше шишек.

Обучение других = обучения себя

И, возвращаясь к чувству одиночества, мы находим совершенно неожиданное решение. В полном соответствии и с законом баланса, и с другой аксиомой, о которой говорили не раз:

"Только неправильный метод обеспечивает правильный результат".

"Правильный", в частности, означает "минимально трудоемкий" по затратам и энергии, и времени, и по количеству набитых шишек.

Однажды Мастер сказал, скорее, бросил между слов:

обучение других также есть и обучения себя.

Я тогда не придал фразе значения, воспринял так, как воспринимает человек, не доросший, не получивший опыт.

"Поучайте лучше ваших паучат".

Ну, конечно, не совсем так - иначе бы не запомнил, но всерьез не воспринял. А зря. Аксиомы для того и придуманы, чтобы их применять, не думая.

Если существует чувство тоски по обучению, по учителю, то обязан существовать и его антоним, другая сторона медали. Как говорят даосы, инь без ян не существует принципиально.

Да, обучение других - необходимая сторона развития самого себя.

Черно-белый, поэтому и цветной мир

Ты чувствуешь, что тебе чего-то не хватает? Вот лекарство.

Поделись с другим человеком тем, чего не хватает. И свершится "чудо" - появится чувство достаточности. Поделись щедрее - и возникнет чувство изобилия.

Это, между прочим, все тот же феномен завершения циклов, взаимообмена, известный столько, сколько люди научились себя осознавать.

Зайди с другой стороны, не ломись в закрытую дверь. посмотри - рядом другая - открытая, приглашающая войти.

Итак, на днях один из моих клиентов написал, что наткнулся на мою старую статью:

И попробовал применять "метод черно-белых камушков". И получив озарение, продолжил использовать метод уже не потому, что метод кто-то порекомендовал, а потому, что получил результат.

Самое трудное отнюдь не "заставить лошадь пить". Самое трудная задача тренера - "подвести лошадь к воде", сделать так, чтобы человек сам обнаружил "воду", увидел источник удовлетворения своего неудовлетворения.

А что же я?

И мне тоже стало лучше. И чувство тоски по учителю сильно поуменьшилось. "Обучение другого есть также обучение себя".

Я ведь не чисто человеческую привязанность - тоску испытываю по учителю, как человеку. Я периодически испытываю чувство незавершенности циклов обучения.

Мы попали в мир баланса. Баланс и есть "золотая середина".

А не та серая середина, которая "и не рыба, и не мясо", и не горячо, но и не холодно. И в сани не сяду, и пешком не пойду."

Золотая середина в любом процессе и есть завершенный цикл.

-2

---------------------------------------------------------------------------

На комментарии отвечаю. Группа ВК.