В течение многих лет ведутся споры о нематериальной культуре неандертальцев, вернее, о том, есть ли доказательства ее существования.
Археологических находок, позволяющих описать неандертальский быт, достаточно, но свидетельства, которые проливали бы свет на неутилитарное поведение представителей этого вида, крайне скудны. К примеру, о погребальной практике Homo neanderthalensis известно очень мало. Там, где не хватает научной информации, возникают мифы: ближайшего сородича Homo sapiens представляют то примитивным животным, вся жизнь которого сводится к добыче пропитания, то первобытным мистиком, ищущим гармонии с природой. Представленные в журнале Nature human behavior находки из Испании рассказывают об особом отношении неандертальцев-охотников к рогатым черепам их жертв.
Раскопки в пещере Куэва-дес-Кубьерта около Мадрида начались в 2009 году. Эта карстовая пещера протяженностью 80 метров обрушилась из-за эрозии, но сохранила следы пребывания в ней древних людей. Обнаруженные там каменные орудия относятся к культуре мустье. Главным же доказательством визитов в пещеру неандертальцев стала нижняя челюсть и молочные зубы, которые могли принадлежать только представителю этого вида, умершему в возрасте 3-5 лет. Ниже захоронения и мастерской по изготовлению орудий залегал слой, дающий еще больше информации о жителях доисторических Пиреней. Его исследование проводилось сотрудниками Института эволюции в Африке (Мадрид), Университета Комплутенсе, Каталонского института палеоэкологии человека и социального развития, ряда музеев и лабораторий Испании. Датировались находки радиоуглеродным и уран-ториевым методами.
Более 40 000 лет назад морозы были крепче, а неандертальцы активнее. Первое утверждение следует из анализа следов флоры и фауны, а второе – из культурного слоя толщиной 2 метра. Так называемый третий уровень содержал богатую коллекцию мустьерских орудий, заготовок к ним, инструментов для их производства, следов огня и костей животных. Большая часть костей принадлежала копытным, которые стали добычей людей. Почти треть всех находок - со следами огня.
Из двух с небольшим тысяч фрагментов костей животных особый интерес представляют 35 фрагментов черепов, из которых 28 принадлежала быкам, 5 – оленям и 2 – носорогам.
Хозяева пещеры явно испытывали пристрастие к рогам. Ряд находок представляют собой черепа без скуловых костей, верхних и нижних челюстей, но со всеми украшениями. Исследователи полагают, что неандертальцы лакомились содержимым рогатых голов.
Тут можно спросить: что же необычного в том, что древние люди не трогали крепкие лобные кости животных? Хитрость в том, что ни зубов, ни обломков челюстей рядом найдено не было. Это значит, что разделка туши и поедание содержимого черепа происходило вне Куэва-дес-Кубьерта. Фрагменты черепов с рогами целенаправленно приносили в пещеру. При этом охотничьи трофеи располагались рядом со специально принесенными камнями, вероятно, будучи частью некой композиции, созданной Homo neaderthalensis.
Современные охотники-собиратели, как правило, головами своей добычи не интересуются, оставляя их на месте разделки туши. Их далекие предшественники относились к пище более бережливо, но сортировать мусор не придумали. За перемещение тяжелых, не имеющих пищевой ценности костей люди берутся исключительно в ритуальных или социальных целях. Известны примеры складирования черепов животных в особых тайниках, связанных с магическими обрядами охотников.
Анализируя испанские артефакты, можно обратиться к этнографам, а можно к современным коллекционерам охотничьих трофеев, для которых череп с рогами на стене – способ похвастаться удачей перед коллегами.
Ученые предполагают, что неандертальцы могли использовать фрагменты черепов животных в обрядах, связанных с огнем или инициацией молодых. Возможно, рогатые головы призваны были задабривать духов природы. Судя по толщине культурного слоя, собрания в пещере были традицией не одного поколения неандертальцев. Святилище активно использовалось столетиями, а то и тысячелетиями.
Комплекс в пещере Куэва-дес-Кубьерта уникален для истории неандертальской Европы. О его назначении можно спорить, но трудно придумать утилитарную функцию для трофеев из пещеры. Памятники, запечатлевшие ритуалы с костями животных, проводимые Homo sapiens, известны, но их неандертальский аналог обнаружен впервые. Учитывая древность памятника, большинство подобных свидетельств, скорее всего, не сохранились до наших дней. Этот уникальный пример позволяет предположить, что еще одна черта, общая для всех человеческих культур, была присуща и неандертальцам.
Автор статьи: Карл-Август Аванти. Источники-1, Источник-2
Вам также будет интересно:
💀 Нравятся наши статьи? Поддержите нас на Sponsr.ru