- У меня после развода, словно гири с ног свалились, - теперь сделала для себя запоздалое открытие Варя. – Подумать только, какой груз в виде мужа я тащила! Груз, который тянул меня ко дну! Какое счастье, что теперь я могу делать, что хочу, есть, что мне нравится, носить, что мне нравится, выкидывать, что захочу и не перед кем не держать ответ!
За пару часов до этого:
Варю, как обычно бывает по вечерам, захватили домашние хлопоты. Всего пару часов назад она вернулась из поездки за город. И сейчас готовила ужин. Шашлыки – это хорошо, но домашнюю еду никто не отменял.
Варя уже сварила легкий суп, приготовила овощной салат и сейчас ждала, когда сварится картошка.
Пока готовила, попутно, женщина успела переделать массу дел: полила цветы, забросила белье в машинку и поставила стирать, помыла посуду, которую в утренней спешки оставили грязной…
И все это время Варя продолжала размышлять, поэтому казалась со стороны немного отстраненно-задумчивой. Ее не покидало неприятное послевкусие после сегодняшней случайной встречи с бывшим мужем. И очень хотелось понять, почему ей вдруг так неприятно, а ответ не находился…
Ведь прошло много времени… Эта встреча не первая после развода, и они всегда в общем-то нормально общались в последнее время…
Сын даже спросил:
- Мам, что-то случилось?
- Нет-нет. Все хорошо. Просто задумалась, - ответила Варя. – Не хватало мне еще парня своими заботами грузить, - подумала Варя
И продолжила, так же погрузившись в собственные мысли, домашние хлопоты.
Да. Сегодня на пикнике она случайно встретила бывшего мужа. Так получилось, что их общие друзья пригласили и его.
Когда-то Варя очень тяжело переживала их разрыв с Никитой. Винила себя, что не смогла сохранить семью, что стала Никите, как он ей сказал, уходя, мешать быть счастливым. А ведь когда-то только с ней счастливым быть и мог… Ругала себя…за свой характер, за то, что не готова была поступиться полностью своими интересами ради мужа, многие решения принимала сама, что вызывала его недовольство и ворчание... Хотя ведь все, что делала тогда Варя, она делала для семьи: чтобы денег было больше – делала карьеру, чтобы уютно в доме было, красиво – занималась ремонтом, чтобы самой, мужу и сыну хорошо выглядеть – покупала им и себе красивую и модную одежду…
Но всегда, на все свои старания слышала один вопрос Никиты: «Зачем?!»
Зачем потратила деньги ему, Никите, на новые кроссовки, зачем купила землю под дачу, зачем хочет строить дом, зачем сыну ходить в спортивную школу на теннис, зачем ей Варе, новое пальто, зачем она ходит в кино, в театр (сам Никита с ней туда не ходил)…
При этом это его «ЗАЧЕМ?» звучало настолько недовольным тоном! И каждый раз Варе приходилось объяснять мотивы своих поступков.
- Да фактически оправдываться, - со злостью вдруг вслух воскликнула Варя, стукнув половником по столу. – За каждый шаг оправдываться.
Варя оглянулась на кухонную дверь: не слишком ли она громко озвучила свои мысли, не услышал ли сын? Похоже, нет.
Уже не погруженность в свои мысли, а скорее злость овладела Варей.
- Ишь, чего захотел!
И даже присела на табуретку, от озарившей ее догадки:
Ах, вот оно что… - Варя даже на мгновение перестала дышать. – Никита и его ЗАЧЕМ! Опять в своем репертуаре! И как это я раньше, когда жила с ним на эти его ЗАЧЕМ так не реагировала, считала вполне обычным вопросом? Привычка или глаз что ли тогда замылился оттого, что это происходило почти ежедневно?
Варя снова погрузилась в свои мысли и воспоминания. Да, и раньше, уже после развода она виделась с Никитой. Они даже мило общалась, вместе с сыном посещая кафе, например. Но это общение было скорее дежурно приветливым двух некогда бывших близкими людей. А сегодня… Именно сегодня Варя вдруг почувствовала, что ее снова хотят загнать в прошлое. Снова заставить что-то объяснять и оправдываться.
И снова этот дурацкий вопрос Никиты: «Зачем?».
- Хотим и сделали, - опередил ее сын, ответив отцу, когда тот вдруг поинтересовался, зачем это они вдруг с матерью сделали дорогой ремонт дома (Никите об этом общие знакомые за столом рассказали). И вот он, улучив момент, время спустя сегодня задал этот свой коронный вопрос, прокомментировав в обычной недовольно-осуждающей манере:
- Чего деньги на ветер кидать…так что ли плохо жили?
А Варя вдруг поймала себя на мысли в этот момент, что уже готова была по привычке снова начать и оправдываться. Перед чужим теперь человеком оправдываться! Ее словно на мгновение вернули в прошлое. Никита этим своим вопросом вернул.
- Вот отчего неприятно! Я забыла, как это отвечать на это бесконечное «Зачем?» Никите и чувствовать себя без вины виноватой Я забыла, а мозг помнит и чуть на автомате не начал оправдываться, - злясь на себя, буркнула Варя. – И я чуть мозгу это ни позволила!
И вдруг ощутила небывалую легкость. Легкость и счастье, что Никита теперь ее бывший муж. Что ни сегодня, ни завтра его не будет у нее дома, ни сегодня, ни завтра она не должна отвечать ему зачем?
Она вдруг впервые после развода позволила себе самой озвучить честно, почему переживая расставание, ругая себя, за то, что оказалась плохой женой, которую бросили, испытывала легкость.
До этого она даже себе не могла признать, что развод был для нее облегчением. А сегодня признала.
Почему не могла раньше? Стыдно было. Ее приучили с детства думать, что развод - это всегда трагедия. Мать приучила, впрочем, это другая история. И даже то, что ей откровенно после расставания с Никитой стало легче, заставляло Варю лишь сильнее чувствовать свою вину и ущербность. В ее мозгу так и звучало материнское:
- Не уберегла семью. Никчемная. Теперь тебя все презирать будут. Разведенок никогда не уважали. Что говорить, ты теперь даже не второй… ты теперь третий сорт женщины.
- Да хоть десятый, – уже весело сказала себе Варя. – Столько, сколько всего я добилась после развода, я не добилась за двадцать лет жизни с мужем. У меня как будто крылья выросли, я их расправила и полетела. И снова не хочу, чтобы мне их подрезали! Варя оглядела свою уютную после ремонта кухню, уютные шлепанцы с меховыми помпонами, модное домашнее платье. Это лишь то немного, что у нее появилось после развода... и чего никогда не было раньше. В лучшие годы жизни не было!
Подрезали крылья!
Как это верно заметила Варя. Ее муж, действительно, подрезал ей крылья. Одним единственным вопросом: «Зачем?» - подрезал. Вот так обычное слово из пяти букв может быть хуже самых тяжелых кандалов.
Самый вредный мужской вопрос, который женщина может услышать – это: «ЗАЧЕМ?»
Вы скажете, что же в нем вредного? Мужчина, возможно, просто хочет узнать причину, побудившую женщину поступить так, а не иначе?
Нет! – скажу я вам. – Мужчиной руководят совсем другие мотивы, когда он изо дня в день задает этот вопрос!
Какие?
1. Это способ обесценить женщину и ее дело.
Вопрос «Зачем?» ставит под сомнение ценность того, что сделала женщина. Ведь если понятно, зачем – об этом не спрашивают, этим восхищаются. Зачем ты стала директором? Зачем тебе новая прическа?
- А действительно, зачем? Может это не прорыв в карьере, не желание стать еще красивее?
Отсюда пункт два:
2. Мужской вопрос «Зачем?» вынуждает женщину сомневаться в целесообразности ее поступков, в правильности решений.
- А может не директором мне бы работалось лучше?
- А может новой прической мою внешность не исправить?
3. Мужской вопрос «Зачем?» лишает женщину веры в собственные силы, в способность самой принимать верные решения. Воспитывает у нее комплекс неполноценности.
И теперь главное: ЗАЧЕМ мужчина женщине бесконечно задает вопрос «ЗАЧЕМ?»
Все просто, чтобы подчинить ее себе.
Кого легче подчинить?
Конечно, ту особу, которая в себе сомневается, которая не верит в ценность того, что делает, короче говоря, просто не верит в себя.
И мужчине рядом с такой женщиной не надо становиться лучше, не надо расти по карьерной лестнице, стараться больше заработать… Ему вообще ничего не надо делать, чтобы женщина была рядом и смотрела на него виновато-преданным взглядом. Ему достаточно просто то презрительно, то недовольно, то с осуждением спросить: Зачем? И ждать, когда женщина начнет объяснять… точнее оправдываться.
А позиция того, кто оправдывается – изначально слабая.
Вот мужчина и загоняет женщину в слабую позицию, чтобы чувствовать себя королем.