Адрес, по которому Лёнька Пантелеев совершил свой первый налёт - ул. Казанская д.39 (бывшая Плеханова) Налёт на квартиру петроградского меховщика Богачева, который занимал весь второй этаж. 4 марта 1922 года, в 16 часов, когда хозяев не было дома, три налётчика с револьверами в руках ворвались в квартиру и связали прислугу.
В квартиру меховщика Богачёва постучали. К двери подошла прислуга: "Кто там?" В ответ последовал вежливый мужской голос: "Дома ли мадам с Симой и где Эмилия?" — "Хозяйки дома нет, Эмилия лежит, она больна. А не Ваня ли это?" Голос из-за двери отвечал: "Да, это я". Прислуга открыла дверь.
В квартиру вошли двое, наставили на дам револьверы и загнав их в последнюю комнату, связали. Один из вошедших, в военной шинели приставил револьвер к виску Протас и потребовал указать, где лежат ценности и дорогие вещи. Протас ответила, что не знает, где хранятся «господские» ценности. Тогда налетчик в военной шинели сказал: - Мы и без тебя все, что нам нужно, найдем.
Взломав шкафы и ящики, бандиты забрали находившиеся в доме меховые и другие ценности, и сложив их в корзину, взятую из кухни, спокойно покинули ограбленную квартиру, вышли через парадный вход. Налетчик в серой шинели был Лёнька Пантелеев. Это было его первое бандитское дело. У Богачевых было похищено на сумму 30 млрд. руб.
В наше время таким способом совершается большинство из квартирных ограблений, кажется ничего особенного, но изобретателем этого метода по праву считается именно Пантелеев.
Очень хотела попасть внутрь, подняться на второй этаж и ощутить атмосферу времени самой, но меня упорно не впускали в парадную. Три попытки потерпели крах. Один раз мне почти удалось зайти, но меня чуть не вытолкнули, сопровождая грубым "нечего у нас тут делать" и т.д. Последняя женщина объяснила, что зайти нельзя, т.к в парадной часто производятся "закладки". Вот так) На момент публикации этой статьи, я нахожусь еще в Петербурге, и может на днях предприму еще одну попытку войти и подняться по старой лестнице на второй этаж, и она увенчается успехом)
Дом Иохима на Казанской - Доходный дом Стуккей. Построен в стиле классицизм в первой четверти 19 века. Годы постройки с 1800-1825 год. Первый архитектор не установлен.
Немного из истории: это собственный дом известного тогда на весь Петербург немецкого каретного мастера Иогана Иохима, построенный им для себя, в который он перебрался в 1813 г., переехав из своей мастерской на Литейном проспекте. После его смерти дом унаследовала его единственная дочь Екатерина Ивановна Стуккей.
У Екатерины Ивановны родился сын Вениамин Егорович, который в последствии явился вторым архитектором этого дома и в 1871 году совершил перестройку дворовых флигелей. Однако этот дом никогда не был его доходным. Екатерина Ивановна, его мать продала дом в начале 1870-х. Таким образом, этот дом нельзя называть доходным домом архитектора Стуккея. Стуккей ни разу не значится домовладельцем, вплоть до своей смерти в 1898 г.
Позднее в этом доме жил Гоголь. В апреле 1829 года 20ти летний Николай Васильевич напишет от сюда письмо своей матери. Из письма мы узнаем, что жил он на 4 этаже дворового флигеля.
Слухи о нечистой силе в этом доме распространились уже в 1880 году. Тайный советник и писатель Осип Пржецлавский проживал в доме Иоганна Иохима в 1820 году и часто слышал странные звуки, которые раздавались по ночам в квартире. Одну из таких ночей он описал в своем сборнике «Воспоминания и очерки петербургской жизни»:
«Вдруг раздается сильный стук во входную дверь, и кто-то шевелит ручкою от замка, как бы усиливаясь отворить эту дверь, запертую ключом. Я… позвал лакея, спросил его: не видел ли он из своего окна, кто так поздно, не звоня, ломится в дверь? Заспанный Антон принадлежал к тому разряду слуг, которые не много церемонятся с своими господами, поэтому он и отвечал грубо: «в окно не видно никого, да и никого нет». — Кто же это стучит? — А кто его знает? Это уже пятая ночь. Если бы вы приходили домой раньше, то слышали бы его не в первый раз. Я встал, взял свечу и пошел к двери, позвав собаку, но Бекас вместо того, чтобы следовать за мною, вскочил на мою постель и забился под одеяло. Я отпер внезапно дверь, думая поймать кого-нибудь, таким образом забавляющегося, но не было никого. Когда дверь стояла отворенною, то ручка переставала двигаться.»
Кроме писателя о таинственных событиях и нечистой силе никто не рассказывал. После публикации очерка появилась легенда о призраке, который обитает в доме и пугает жильцов по ночам. Возможно такие истории и подарили нам мистические образы в произведениях Гоголя. Именно здесь, в этом доме появляются первые наброски будущих «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Кстати, жильцы со стороны двора оказались более приветливы, чем жильцы фасадной части дома) Во дворе мне ни слова не сказали, кроме улыбчивых вопросов "о чём я снимаю?" и "извинений, что заехали во двор на автомобиле, тем самым помешав в кадре" Как это по-питерски)
Продолжение в следующих публикациях.
В конце обзора как всегда будет видеовыпуск.
Начало в предыдущей публикации ↓