(Часть первая. "С чего начинается Родина?").
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.»
Песня «С чего начинается Родина»
Музыка: В. Баснера Слова: М. Матусовского
Букварь – буду красоту из букв варить, буду.
В прошлый раз обещал рассказать о своем посещении с друзьями спектакля Евгения Гришковца «Как я съел собаку». Предупреждаю сразу: рассказ получится долгий, ну так мы, надеюсь, никуда не торопимся… Просто, в это же время, мне на глаза попалась статья «Искусство капитулировать (кто пойдет в атаку)». Александра Храмчихина опубликованная 3 июня на страницах почившего в бозе (что само по себе не то что грустно, а просто очень грустно (но не об этом сейчас)) журнала «Русская жизнь». И статья это вплелась в мои впечатления от «Собаки».
А еще я встретил на улице А. Гордона, который перед этим давал интервью Познеру и сожалел, что не обо всем, о чем хотел рассказать, рассказал в этом интервью. А еще я в очередной раз встретился с представителями власти, в лице инспектора ГИБДД, и имел непродолжительный, но очень острый разговор, в котором поделился с ним своим видением того, какими же должны быть эти самые представители власти, и в чем заключается их работа и долг. Мне показалось, что он меня понял.
Вообщем много событий. И все они, так или иначе, связаны с тем, о чем речь пойдет ниже. Итак...
Часть первая. С чего начинается Родина?
Начну же с того, что было после спектакля. Прежде всего, я ни с того ни с сего, подарив Гришковцу цветы (ну вот так мне захотелось), подарил ему еще и кассету с этим спектаклем, записанную мной с телевизора 10 лет назад. Я принес эту кассету, чтобы он на ней расписался, но… Такой был спектакль. Совсем не похожий на тот, что на кассете. А когда мы с друзьями сидели в кафе, все, кто видел «Собаку» до этого отмечали, что спектакль получился другим, а те, кто не видели именно этого спектакля, тоже отмечали что Гришковец был сегодня другой. Какой-то грустный. И это их огорчало …
А я тоже понимал, что спектакль другой, но он не грустный. Помните, я приводил слова Жака Бреля: «…в 40 лет детство заканчивается…». Гришковцу - 42, а многие еще до этого возраста не доросли.
Как я уже говорил, я смотрел ту кассету раз пятнадцать. После чего видел иной вариант спектакля на DVD, а потом еще читал «Канонический текст». Придя домой, и сев за статью, я еще раз перечитал этот текст. У меня было полное впечатление того, что там, в театре я видел совсем другое произведение. И вроде слова похожи, и автор тот же…
Но я решительно заявляю, - не было в сегодняшнем спектакле никакой тоски! Тоска была тогда… Тогда, когда не было «+1». Тогда 10 лет назад. И не абстрактная тоска, а Ностальгия… А сегодня? Расставлены новые акценты? Да! Новое отношение к старому тексту? Да! А еще новое понимание самим Гришковцом глубины, на которую зарыта его «Собака». Евгений, как будто бы сам постепенно дорос до «своего» текста.
Чего не хватало большинству слушателей сейчас? Анекдота. Что было в тех первых спектаклях? Ситуации, на которые из-за их повседневности вообще никто не обращал внимание, стали заметными, благодаря той комичности, которую придавал им Гришковец.…
К комичности же зрители и привыкли. Когда же настала пора задуматься над собственно ситуациями, поскольку они - соль жизни и в них ключ к обретению или утрате воли к этой жизни… воли к власти (и вся «Собака», как ни странно, именно про это, и была изначально про это… я проверил) многим, испорченным культурой потребления это показалось скучным, а если говорить начистоту, страшно было отказываться от смеха, потому, что тогда пришлось бы бороться со страхом …
Поэтому и спектакль «+1» ими был воспринят, как неудачный. А на самом деле Евгений стал меньше смеяться и больше разговаривать со зрителями, как со взрослыми, а они это не восприняли или опять же испугались… К сожалению…
Я написал это, а потом сам Гришковец подтвердил правильность моих слов: «Те, кто знает спектакль, наверное, поверить не смогут в то, что из спектакля исчезли фрагменты, которые всегда вызывали бурный смех и были ударными. Я убрал даже кусок про первоклассника. При этом спектакль идёт прежние два часа.
Я расстался с этими любимыми зрителями и мною кусками совершенно намеренно. Когда-то десять лет назад, я наслаждался этими мелкими деталями жизни, стараясь убедиться в том, что мой сокровенный опыт совершенно универсален. Эта задача была решена. Это была важнейшая задача для меня тридцатилетнего. Сегодняшний спектакль "Как я съел собаку" это высказывание человека, которому за сорок. Спектакль стал проще и трагичнее. Из всех многочисленных маленьких тем в нём осталось две основных... Не буду их называть, увидите спектакль - поймёте. Со стороны тех людей, которые знают спектакль наизусть и любят его, я натолкнулся на неприятие или удивление. Многие из них приходили и остались... не то чтобы недовольны, они не получили того, что хотели…».
Это он написал в своем блоге, скрыв те две темы, которые посчитал основными…
Позвольте мне их угадать. Но даже если я окажусь не прав, я все равно буду БЛОГодарен Евгению, как и автору статьи «Искусство капитулировать», за то, что их тексты подвели меня к тому, о чем я сейчас напишу…
Дальше по тексту будет много цитат. Так вот все они либо из «Собаки», либо из статьи Александра Храмчихина, поэтому я не буду каждый раз указывать источник. А что бы снять с моей души камень не поленитесь ознакомиться с обоими текстами. С чего начинается спектакль Гришковца? С рассказа о человеке, которого нет…
А заканчивается?
«Со мной прощался Российский флот……… Меня благодарили за все……. Я оглядывался, рыдал и клялся, что всем напишу, всех люблю и жить не смогу без них. И это было в тот момент - правда!
(Пауза).
…Никому не написал. Никого не повстречал…, даже случайно…. И, слава Богу!
А о чем говорить?................... Зачем?
Но Российский флот…
(Пауза).
…У меня в жизни этого уже не будет. Никогда! Но раньше было как-то… я не знаю…. а домой пришел, а дома нет! Ну, в смысле… что ли…. Но с другой стороны, чего жаловаться-то…. Очень многие ведь. Просто в моей жизни этого не будет…. И совсем даже - необязательно…. А дома нет….
(Уходя и унося все разом.)…»
…Вот она та самая НОСТАЛЬГИЯ десятилетней давности! Тоска по утраченной родине, заглушаемая анекдотами про «забавных матросиков», «эстонцев Каска и Эллера», «кукольные мультфильмы» и «картину Яблонской «Утро»»… Сегодняшняя «Собака» это как раз…
«….Просто… ну, нужно как-то понять, разобраться…. Ведь что получается….!
Тогда как десять лет назад сам Гришковец не нашел в себе силы «в этом разбираться», просто, моложе был…
«…или…. Хотя, конечно, ничего не попишешь…, оно все так… конечно.
Да! Да, да, да, я и сам так думаю…
Не стоит… это ведь…
Я бы не стал так однозначно
Я же не настаиваю
Это уж - как хотите….».
Если бы молодость знала, если бы старость могла… 40 лет – это тот прекрасный возраст у мужчин, когда они находятся на границе обоих состояний, имея возможность пользоваться преимуществами Силы Молодости и Мудрости Старости. Они уже знают. Они еще могут. «Как я съел собаку» сегодняшнего Гришковца вместе с его «+1» это попытка «разобраться», куда же девался тот «ДОМ», который был в детстве, но которого не стало в молодости. И начал он с того, что задал себе вопрос: с чего начинается этот «ДОМ»?
С чего начинается Родина?..
.....................................................
Мой телеграм канал... https://t.me/gopiusstorytelling
Телеграм канал Профсоюза работников транспортной безопасности... https://t.me/profsoyuz_tb